Серебряное царство Старого города: как создаются шедевры

© Sputnik / Sergey MelkonovМузей живого серебра в Риге
Музей живого серебра в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться
Музей, мастерская и школа знаменитого ювелира Олега Аузера переехали из Лимбажи в Старую Ригу, где множество людей желают познать тайну серебра

РИГА, 27 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Лимбажский "Музей живого серебра" только что переселился в здание в Вецриге на Екаба, 3/5 – совсем рядом с Домской площадью. В минувшие выходные его основатель Олег Аузер устроил дни открытых дверей и с утра до вечера читал лекции для всех желающих – о мистике серебра, о традициях и секретах работы с этим металлов.

Произведения искусства, созданные Олегом Аузером, украшают наряды и покои королевы Англии Елизаветы II, другие можно увидеть в коллекции Ватикана и лично у Папы Римского, есть работы латвийского мастера и у императора Японии Акихито, и в доме президента России. К слову, для Владимира Путина наш мастер когда-то сделал серебряную "Ветвь дуба", символизирующую силу, мощь и долголетие.

В "Музее живого серебра" представлены не просто ювелирные изделия, а удивительной красоты скульптурные композиции, которым мастер в общей сложности отдал сорок лет жизни.

© Sputnik / Sergey MelkonovМузей живого серебра в Риге
Серебряное царство Старого города: как создаются шедевры - Sputnik Латвия
Музей живого серебра в Риге

Олег Аузер в прошлом работал в Риге, но в 2012 перебрался в Лимбажи, где и основал "Музей живого серебра". В этом году музей переехал в Ригу. На третьем этаже здания располагается зал, где Олег Аузер читает лекции, на втором – уникальный музей, равного которому нет в Прибалтике, а на первом – мастерская и ювелирная школа.

Олег Аузер встретился в музее и с корреспондентами Sputnik – и даже предложил им поучиться ювелирному искусству.

Лимбажи - дорогой сердцу городок

"Я от многих уже успел услышать, что этот музей намного логичнее смотрится здесь, чем в Лимбажи. Согласен на все сто процентов. Но случайностей ведь не происходит, и если мне суждено было оказаться в Лимбажи, значит – все правильно. Я там учился. У природы учился. Никто не может быть лучшим учителем, чем она, поскольку в ней все – самое правильное сочетание цветов и тонов, пропорции и композиции. Настоящая гармония именно в природе.

И серебро, в зависимости от того, где с ним работаешь, ведет себя по-разному. Конечно, оно чувствует и человека. Вообще, для того, чтобы серебро превратилось в произведение искусства, ему нужна энергия человека. Поэтому мой музей и называется "Музей живого серебра", - говорит Sputnik Олег Аузер.

© Sputnik / Sergey MelkonovХудожник и серебряных дел мастер Олег Аузер
Серебряное царство Старого города: как создаются шедевры - Sputnik Латвия
Художник и серебряных дел мастер Олег Аузер

Лимбажи для мастера - очень дорогое сердцу место. В этом городке прошло его детство. Там он учился в школе ремесел, а в шесть лет построил деревянный парусник. Потом Аузер с семьей переехал в Ригу, где учился работать с глиной, писать маслом картины, освоил ювелирное искусство – начал с золота и, наконец, переключился на серебро.

Хоть Олег Аузер и жил в Риге, но в Лимбажи бывал регулярно, например, на каждый День города обязательно привозил на выставки свои работы. В какой-то момент его дочь сказала, что хочет в Лимбажи ходить в школу, а еще и записаться на курсы игры на аккордеоне. Так все снова переселились в Лимбажи, куда Олег перевез свои работы, мастерскую – и открыл музей. Кстати, в Лимбажи у Олега родился и сын. А если говорить о серебряных работах, то в Лимбажи родились большие произведения - "Каин и Авель", "Алчность", "Ноев ковчег", "Божий промысел" и еще некоторые.

"По правде говоря, если бы знакомые не уговорили перебраться из Лимбажи в Ригу, то не покидал бы сельскую зону комфорта: озеро, тишина – ну что еще надо для творческого человека, чья работа не терпит суеты и торопливости. Тем не менее, я рад, что переехал в Вецригу. Это место больше привлекает и учеников, которые ко мне еще в Лимбажи на занятия записывались не только со всей Прибалтики, но из России, из Германии", - рассказывает Олег Аузер.

Алхимия металла

Иногда на занятия к Олегу Аузеру приходят люди, ранее окончившие Латвийскую художественную академию, но им по сути надо всему учиться заново. В здешнем вузе ничему подобному – столь тонкой и аккуратной работе с серебром - даже близко не учат. Занятия длятся для всех по-разному: как говорит Олег Аузер, все зависит от интеллекта человека. Минимальный курс - это два месяца, а потом – даже несколько лет.

© Sputnik / Sergey MelkonovМузей живого серебра в Риге
Серебряное царство Старого города: как создаются шедевры - Sputnik Латвия
Музей живого серебра в Риге

"Нередко ко мне приходят люди и не осознают, что серебро для работы намного более сложный материал по сравнению с тем же золотом. Серебро очень хорошо проводит тепло. И чтобы припаять какую-то даже самую небольшую часть к сложной ювелирной композиции, необходимо нагреть значительную площадь всего изделия. А последнее грозит нарушить целостность уже созданного. Огромные работы, где полно крошечных деталек, я вам как мастер скажу, в реальности невозможно сделать.

То, что вы видите в музее, этого не может быть. Нарушены все законы серебра, сути металла. Такая вот алхимия", - говорит мастер.

Впрочем, Олег Аузер тут же добавил: "Это я вам сейчас сказал так красиво, а в реальности все бывает крайне прозаично".

Можно месяцами работать над чем-то очень сложным с массой крошечных деталек, но в какой-то момент все просто начинает осыпаться, не припаивается. Мастер "на нервах" хватает молоток и все сминает в комок серебра. Например, так было с одной серебряной шкатулкой, над которой Аузер работал не один месяц, а от нее отваливались то ножки, то разные тончайшие украшения по краям.

"Хотя, если что-то не получается, тогда тебе просто не позволяют пока двигаться дальше в данном направлении, поскольку, скорее всего, еще не готов к этому. Если ты решил сделать нечто действительно серьезное, тогда надо просчитать все наперед не на десять шагов, но на сотню – понимать, что за чем последует, какой алгоритм действий.

В среднем одна работа занимает пятнадцать лет. Конечно, это не означает, что все годы ты занимаешься только ею одной, иногда параллельно идет десять работ. И все время ты в голове "держишь замысел" каждой из них. И до последнего не знаешь: сколько времени займет процесс создания каждого произведения: может быть, через пару дней все будет готово, а может, и через пять лет точку поставить не удастся", - рассказывает Олег Аузер.

Серебряное царство Старого города: как создаются шедевры - Sputnik Латвия
Алхимия металла: шедевры Музея живого серебра в Риге. Фотолента.
Лента новостей
0