РИГА, 25 мар — Sputnik, Алексей Стетюха. Двадцать пятое марта — очередной черный день календаря в истории Латвии. Семьдесят лет назад тысячи латышей покинули свои дома и отправились в далекую Сибирь. Не по своей воле. 1949 год — год начала одной из самых массовых депортаций жителей Латвии, Литвы и Эстонии.
В общей сложности тогда родные дома покинули почти сто тысяч человек. Вернулись немногие. Кто-то умер в пути, кто-то по приезде. Кто-то обжился и не захотел возвращаться. Или не смог.
В десять утра на станции Шкиротава в Риге собралось несколько десятков человек. Отсюда в том числе отправлялись вагоны с живым грузом. Положили цветы, поговорили об истории, вспомнили про подсчет "ущерба от оккупации".
К полудню народ начал собираться у Музея оккупации. Сначала было похоже, что массовости не получится. У "Черного кирпича" в полдень стояло от силы человек пятьдесят. Но спустя минут десять люди стали подтягиваться.
Организованно подошла молодежь от Нацобъединения с флагами, подходили и просто люди с цветами — русские, латыши. Шествие начало выстраиваться, готовясь выступать. Помимо красно-бело-красных стягов вверх поднялись литовские и эстонские триколоры.
Шествие традиционно пошло по улице Калькю — главной артерии Старого города. По ходу продвижения к нему присоединялись новые люди. В основном пожилые. В итоге у памятника остановилось уже около пяти сотен человек.
Там их ожидали официальные делегации: представители посольств, духовенства, правительства во главе с президентом и военным оркестром. Сначала духовики исполнили несколько произведений и национальный гимн.
После к микрофону вышел председатель объединения политрепрессированных Иварс Калькис. Он описал хронологию событий 25 марта 1949 года, после чего сообщил, что удовлетворен фактом начала подсчета "ущерба от "советской оккупации", и поблагодарил НАТО за то, что оно сегодня обеспечивает "мирное небо над латвийскими головами".
Речь главы государства Раймондса Вейониса оказалась достаточно нетривиальной. Пожалуй, впервые он четко обозначил тот факт, что в депортации повинны не только русские и что слово "коммунист" не является синонимом какой-либо национальности.
"Наша история никогда не была черно-белой и однозначной. И в депортации латвийского народа виновны не только чекисты и специально введенные войска. Своих близких вольно и невольно, из страха и по личным убеждениям сдавали соседи, родственники и просто знакомые.
Это — тоже часть нашего наследия, о которой не нужно забывать", — сказал президент страны.
В конце речи Вейонис отметил, что очень важно позаботиться о том, чтобы и наши дети помнили о значении дат, подобных сегодняшней.
Мероприятия, посвященные памятному дню, сегодня прошли во многих городах Латвии.