Самым интересным в выступлении Волкера стали не столько сделанные им заявления сами по себе, сколько то, что благодаря им можно увидеть изнанку официальной и дипломатической риторики, то есть возможности и ограничения, которые у нее есть, отмечает автор РИА Новости Ирина Алкснис.
Привычным стало утверждение, что Запад при любом случае просто беспардонно лжет, и для подтверждения данной мысли приводится длинный список примеров: от устного обещания Горбачеву не расширять НАТО на восток до пробирки Колина Пауэлла. Впрочем, Запад обрушивается с аналогичными обвинениями на Россию, и у него тоже имеются примеры, в которых он видит подтверждение своих слов. Мантра "Москва лжет, лжет, лжет — и при этом упирается и не признается, даже когда ее припирают к стенке, как в деле Скрипаля, при катастрофе Boeing над Донбассом и химических атаках в Сирии" стала ритуальной.
Свежие заявления Волкера чрезвычайно любопытны именно тем, что показывают: американская сова осталась прежней, а глобус в руках американцев уже не помещается.
Стоит, конечно, отдать должное спецпредставителю, который продемонстрировал блестящее исполнение классического дипломатического приема "как послать контрагента очень далеко и надолго, чтобы тот не только не обиделся, но еще и довольным остался". Речь о комментарии Волкера по поводу перспектив вступления Украины в НАТО.
В переводе на человеческий все это означает "никогда", но прозвучало обнадеживающе.
Однако по ряду других вопросов у спецпредставителя возникли серьезные проблемы, которые как раз и обнажают нарастающий "кризис слов".
В частности, Курт Волкер отметил, что Россия "в действительности извлекла выгоду от членства (в НАТО) Эстонии, Латвии и Литвы". Аргументация: прибалтийские республики "являются прекрасными соседями для России, и там мир, нет насилия, идет торговля, экономическое развитие".
То есть не успевает представитель России внутренне возмутиться непристойным передергиванием фактов по поводу "дивидендов", которые извлекла его страна из расширения НАТО, как его догоняет аргумент про экономическое развитие и процветание Прибалтики под защитой Североатлантического альянса. Естественной реакцией становится громкий — на весь мир — хохот.
Причем прибалтийским республикам тоже неудобно, потому что они, конечно, пришли к тому, к чему стремились, но результаты-то всем хорошо известны:
- ликвидация промышленности и сжатие национальных экономик в основном до туристического сектора и сельского хозяйства, все больше дышащего на ладан после закрытия Россией своего рынка.
- неуклонное перекрытие Москвой прежней логистики и, как следствие, отмирание портового, транзитного и логистического бизнеса.
- "предумышленное убийство" (иначе это трудно назвать) американскими защитниками от страшного Кремля латвийского банковского бизнеса за то, что тот "специализировался на выводе и отмывании денег из России". Теперь Европа с тем же вопросом пришла по душу эстонских банкиров. Это слишком сладкий бизнес — он не для младших, многовато возомнивших о себе сателлитов, которые должны знать свое место.
- как результат, исход трети населения в Латвии и Литве (в Эстонии ситуация получше) и крайне мрачные прогнозы дальнейшей депопуляции.
В общем, экономически депрессивная и практически вымирающая территория как следствие действительно успешного (Украине о таком только мечтать можно) присоединения к НАТО и ЕС.
В этом, собственно, и заключается крайне серьезная проблема внешнеполитической риторики Штатов.
С тех пор ситуация изменилась радикально.
Нет, огромное число людей по-прежнему стремятся туда. Но, во-первых, их стало куда меньше, чем двадцать, десять или пять лет назад. А во-вторых, даже те, для кого западный мир сохраняет привлекательность, в большинстве своем смотрят на него вполне трезво, без розовых очков, понимая трудности, проблемы и вызовы, с которыми приходится там сталкиваться.
В этой ситуации пытаться "продать" людям картинку полувековой давности о зефирно-мармеладном мире свободы и всеобщего процветания — задача все менее реальная.
Джинсы сейчас у всех есть. Просто на родине джинсов этого еще не поняли.