Премьер-министр Украины Владимир Гройсман в минувшую пятницу поручил "Нафтогазу" и Минфину договориться с Международным валютным фондом о новых кредитах без дальнейшего повышения цен на газ. Уже на следующий день МВФ заблокировал транш на 500 миллионов евро, который должен был поступить в этом месяце. Почему фонд может окончательно отказать Киеву в деньгах после президентских выборов и какими будут последствия — в материале автора РИА Новости Александра Лесных.
Уговор дороже денег
Похоже, Киев исчерпал возможности дальнейшего сотрудничества с МВФ. В начале марта Украину посетила миссия фонда, чтобы оценить успехи в развитии финансовой системы страны. Практически сразу выяснилось, что оценивать, в общем-то, нечего.
"Что мы можем показать нашим кредиторам? Ничего! Ни один отраслевой структурный маяк не выполнен", — паникует в Facebook глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины Тимур Хромаев.
В частности, правительство обещало МВФ принять к апрелю закон о реформе небанковского сектора финансовых услуг, предусматривающий передачу Нацбанку Украины функций по регулированию страховых, лизинговых, факторинговых компаний, а также ломбардов и кредитных союзов. Однако соответствующий законопроект застрял в Раде.
Законопроект о расширении полномочий Национальной комиссии по ценным бумагам в целях защиты прав иностранных инвесторов тоже отложен на неопределенный срок. "Еще два стратегических маяка — законопроекты о деривативах и финансовых рынках — в этой ситуации даже не имеет смысла рассматривать", — подчеркнул Хромаев.
Терпение ревизоров фонда лопнуло 1 марта, когда Конституционный суд Украины отменил статью 368-2 Уголовного кодекса об ответственности за незаконное обогащение, хотя активизация борьбы с коррупцией была главным условием предыдущего кредитного транша.
Эксперты отмечают: правительство обмануло западных кредиторов в самый неподходящий момент — прямо перед президентскими выборами, когда нервы иностранных инвесторов и так на пределе.
"Отсрочка транша — плохой сигнал инвесторам, нервничающим из-за предстоящих выборов. На мой взгляд, сейчас ситуация более тревожная, чем была в феврале", — говорит старший аналитик Райффайзен Банка Аваль Михаил Ребрик.
Невыполнение установленных МВФ структурных маяков может привести к тому, что новые транши кредитной линии Украина не получит.
Газ снова в цене
Между тем премьер-министр Владимир Гройсман как ни в чем не бывало поручил "Нафтогазу" и Министерству финансов договориться с МВФ об очередном транше без выполнения еще одного условия фонда — повышения цен на газ на 15 процентов с 1 мая. И вряд ли можно считать совпадением, что фонд сообщил о блокировке транша буквально на следующий день после этого.
Аналитики уверены: это обычный популизм. В частности, об этом говорят эксперты международного рейтингового агентства Fitch: "Fitch считает, что у новоизбранного президента будут крайне ограниченные возможности существенно изменить направление экономической политики страны или отказаться от обязательств по программе сотрудничества с МВФ".
Пора платить по долгам
Ближайшие три года станут самыми тяжелыми для Украины из-за неподъемных сумм, которые необходимо выплатить кредиторам — по шесть миллиардов долларов ежегодно. Причем две трети этих денег должны идти через бюджет.
Экономисты уверены, что без новых внешних займов Киев не справится с долговой нагрузкой. Руководитель подразделения по корпоративному анализу ICU Александр Мартыненко оценивает необходимую на текущий год сумму в семь миллиардов долларов.
Разругавшись с МВФ, Киев отрежет себе путь на внешние рынки заимствования, считает эксперт. Ведь сотрудничество с фондом заложено в другие программы, среди которых — макрофинансовая помощь от ЕС. И то, что визит ревизоров в начале марта провалился, совсем некстати.
Ситуация усугубляется тем, что Киев стремительно теряет традиционные источники дохода, в том числе от транзита российского газа в Европу, приносящего около трех миллиардов долларов в год.
Недавно стало известно, что с 2020-го "Газпром" сократит прокачку газа через Украину как минимум на 17,5 миллиарда кубометров в год. Значит, на планах "Нафтогаза" по продаже половины газотранспортной системы за семь миллиардов долларов иностранным инвесторам тоже можно ставить крест.