РИГА, 18 фев — Sputnik. Дмитрий Верхотуров. Осенью 1978 года Советско-Афганская археологическая экспедиция под руководством Виктора Ивановича Сарианиди, работавшая в Афганистане с 1969 года, вела раскопки на большом холме Тилля-тепе в трех километрах к востоку от афганского города Шибарган.
Холм скрывал остатки очень древнего сооружения, укрепленной резиденции правителя. Но раскопки приняли совершенно неожиданный оборот, когда под лопатами рабочих вдруг появились золотые изделия.
Так началась почти детективная история одной из самых крупных, ценных и интересных находок за всю историю археологии — более 20 тысяч разнообразных золотых и серебряных украшений.
Виктора Сарианиди, ушедшего из жизни в 2013 году, справедливо сравнивают с другими знаменитыми археологами, на чью долю выпали богатые находки золотых украшений: Генриха Шлимана (сокровища царя Приама в Трое - ред.) и Говарда Картера (гробница фараона Тутанхамона в Египте - ред.).
Древнее золото требует мужества
Вопреки распространенному представлению, найти золото для археолога — это не только счастье, но и большие сложности и проблемы. Археологи, которые находили золотые предметы, обычно вспоминают об этом с содроганием.
Во-первых, резко обостряется вопрос безопасности экспедиции, ибо преступники запросто могут напасть на археологов. С момента обнаружения золотых украшений экспедиция вела раскопки под постоянной охраной афганских солдат, оцепивших холм Тилля-тепе и готовых стрелять из автоматов на поражение. Риск был очень велик.
Во-вторых, раскопки нельзя было отложить; нужно было работать здесь и сейчас, потому что ценный и уникальный памятник мог быть просто уничтожен кладоискателями. Потому работы велись с ноября 1978 года по февраль 1979 года под дождем и снегом. Раскопы укрывали домиками из фанеры или палатками.
В-третьих, огромное количество украшений требовало очень тщательной, скрупулезной работы по расчистке и фиксации положения каждого предмета. Например, на одном из халатов было нашито около 1500 золотых бляшек. Ткань давно истлела, и только по положению бляшек можно было судить, как выглядел этот древний наряд. Сарианиди придавал большое значение тщательности работы, и его команде удалось восстановить облик древней парадной одежды. Постепенно из мешанины украшений возникали контуры манжет, рукавов, подолов, и воротников.
Четыре месяца тяжелой, трудной и изматывающей работы, в постоянном нервном напряжении и ожидании каких-нибудь инцидентов. Эта впечатляющая находка потребовала много нервов и выдержки.
Но все получилось. Ценные находки были извлечены, должным образом описаны и переданы в Национальный музей Афганистана.
В августе 2004 года хранилище было открыто тогдашними властями страны, и с тех пор украшения путешествуют по миру и выставляются в разных музеях.
Что там было?
Холм Тилля-тепе был руинами очень древнего культового и дворцового комплекса, сооруженного, предположительно, во II тысячелетии до н.э. В основе его находилась грандиозная платформа из сырцового кирпича 28х36 метров по периметру и 6 метров в высоту. По краям платформы были сооружены стены и башни укреплений, а в центре располагался большой зал площадью около 400 кв. метров.
Первоначально это был храм, который потом, спустя около 500 лет с момента возникновения, был перестроен в резиденцию местного правителя. Этот дворец был захвачен завоевателями и сожжен. Он был завален обугленным деревом от рухнувшего перекрытия. Пожар был настолько сильным, что сырцовый кирпич спекся, а глинобитные стены были сильно прокалены.
К тому моменту, когда в IV веке до нашей эры Бактрию вторглось войско Александра Македонского, Тилля-тепе был давно заброшен. Последующие правители обосновались по соседству, на холме Емшитепе, всего в 500 метрах к западу от Тилля-тепе.
Во II веке до нашей эры Греко-Бактрийское царство, основанное греками, пало под натиском кочевников, пришедших с севера. Вожди этих кочевых племен основали несколько самостоятельных владений. Один из них поселился в южной части Бактрии и сделал дворец на Емшитепе своей резиденцией. Именно с правителями этого владения были связаны золотые находки на Тилля-тепе.
На западном склоне незаселенного в течение почти 400 лет Тилля-тепе в I веке до нашей эры — I веке нашей эры возникло небольшое тайное кладбище. На нем и были обнаружены семь захоронений, шесть из которых были раскопаны. Все они были очень богаты, буквально усыпаны золотыми украшениями.
Устройство могил было очень простым: глубокая, до 2 метров, яма в остатках более древнего сооружения, внутрь которой устанавливался гроб. Затем яма перекрывалась деревянными балками, после чего могила засыпалась землей. На поверхности не оставалось никаких следов могил, они тщательно маскировались дерном. Обряд погребения был типичным для кочевников.
Сарианиди в своей книге "Храм и некрополь Тилля-тепе" (Москва, 1989) высказал мысль, что данное место для тайных захоронений выбрано потому, что оно было хорошо видно из дворца и его было легко охранять от посягательств. Можно предполагать, что в то время убивали всякого, кто появлялся на этом холме, во избежание попыток ограбления могил. Предосторожность более чем уместная. Это был тщательно оберегаемый секрет правящей семьи.
Со временем сам факт захоронений на холме был окончательно забыт и тайные погребения дошли до наших дней в полной сохранности. Только одно из найденных погребений было нарушено колонией полевых мышей.
Окно в мир далекого прошлого
Среди раскопанных могил — пять женских и одно мужское погребение; все очень богатые. В основном, это были молодые женщины в возрасте 20-30 лет. По облику их нарядов, парадных, явно употреблявшихся во время приемов во дворце, можно однозначно судить, что это были супруги правителей. Почему они умерли, сказать трудно. Но болезни и трудные роды были типичными причинами смерти даже среди знати.
Как на женское кладбище попал молодой мужчина, в возрасте 20-30 лет, похороненный в роскошной одежде и при оружии (железный меч и кинжал в золотой обкладке и ножнах), также сказать трудно. Можно высказать предположение, что он погиб на чужбине, его тело привезли обратно (его гроб был помещен в кожаный футляр) и его смерть по каким-то причинам скрывали.
Канал коммуникации с прошлым
Такие находки ценны тем, что они являются способом заглянуть в мир дипломатических отношений того времени. Сарианиди полагает, что царицы были из числа местных женщин. Но последние подношения им включали вещи, привезенные издалека, надо полагать, в качестве даров.
Среди них — китайские бронзовые зеркала, украшения и оружие с Алтая, парфянские и римские монеты, в частности, золотая монета римского императора Тиберия, отчеканенная в 16-21 годах нашей эры.
У правителя этого владения было не только огромное богатство (что видно из количества золотых украшений, положенных в могилы), а, стало быть, крепкая экономика и мощное войско, но и очень обширные внешнеполитические связи, охватывающие почти весь известный на тот момент мир.
К сожалению, до сих пор всемирно знаменитое золото Бактрии не выставлялось в России. Сделавший археологическое открытие Виктор Сарианиди не раз пытался организовать его выставку, но так и не сумел. Выставки проходили во Франции, США, Германии, Великобритании, Канаде, Австралии. В 2017 году состоялась выставка в Китае, во Дворцовом музее в Пекине.В этом и состоит ценность таких находок. Они превращают скупые сообщения древних хроник в яркую и наглядную картину давно прошедшего прошлого, а часто открывают то, о чем не было известно.