Массовая ликвидация фирм в Латвии: подозрительным может быть даже адрес

© Pixabay / PexelsРабота за компьютером
Работа за компьютером - Sputnik Латвия
Подписаться
В прошлом году было ликвидировано в два раза больше компаний, чем создано новых - 20 745 против 10 660, это рекорд с конца 90-х, и в этом году он, вероятно, будет побит

РИГА, 18 фев — Sputnik. Борьба с "грязными деньгами" в Латвии вышла на новый уровень — масштабной "зачистке" подвергся Регистр предприятий, только с начала 2019 года из него исключено более 10 тысяч компаний, в то время как за весь 2018 год это число составило около 20 тысяч предприятий. Всё ради того, чтобы выполнить критерии Moneyval и избежать попадания в так называемую серую зону, сообщает программа Латвийского радио 4 "Домская площадь".

"В целом это число (ликвидированных компаний – ред.) большое, но начатый процесс исключения из Регистра фирм продолжится в течение всего года и, соответственно, уменьшит недобросовестную коммерческую деятельность", — заявила представитель Регистра предприятий Эвия Римшане.

Заводские развалины - Sputnik Латвия
В Латвии массово закрываются предприятия

По ее словам, исключенные из Регистра компании были неактивными и по некоторым показателям попадали в категорию рисковых. У некоторых предприятий на протяжении длительного периода времени отсутствовало правление, у других имелись нарушения налогового законодательства — чаще всего это уклонение от уплаты налогов, неподача налоговой декларации, долг по налогам.

Также в категорию "подозрительных" попадают предприятия, юридический адрес которых считается рисковым.

"Кроме того, если в ведении Службы государственных доходов (СГД) есть информация о том, что должностное лицо введено в состав правления коммерческого предприятия по просьбе третьего лица, либо это лицо говорит, что оно понятия не имеет об этом предприятии, то в таких случаях СГД имеет право принять решение о прекращении хозяйственной деятельности", — рассказала главный налоговый инспектор Илзе Осе.

Раскрытие бенефициаров

Исключить из Регистра предприятий могут и в том случае, если компания не раскрывает информацию о конечных бенефициарах. Норму о бенефициарах ввели для борьбы с отмыванием теневых капиталов и финансированием терроризма в марте 2018 года, но тысячи компаний сведения так и не подали, сообщила передача De facto телеканала LTV.

В понимании Регистра предприятий высокорисковыми, например, являются общества с ограниченной ответственностью (SIA) с участием иностранных лиц. Таковых в стране насчитывается порядка четырех тысяч. И из них более 60%, или 2800, не раскрыли имена своих бенефициаров. Причем в списке есть и крупные предприятия, о чьих бенефициарах в базе данных Lursoft нет сведений: например, RIMI Latvia, Puratos, CV-Online.

Евро - Sputnik Латвия
Европейцев зовут инвестировать в российские займы через компанию в Латвии

Помимо обществ с ограниченной ответственностью, в нарушителях оказалось и 541 акционерное общество (AS) — а это примерно половина из действующих на данный момент. Судя по базе данных Lursoft, это и Latvija Gāze, и Nasdaq Riga. А, например, компания RERE Grupa указала, что невозможно определить, кто именно является ее бенефициаром.

По словам главного государственного нотариуса Гуны Пайдере, знаний о новом регулировании компаниям остро не хватает. Кроме того, в Латвии нет такого учреждения, которое отвечало бы за выполнение требования о раскрытии компаниями бенефициаров, — их несколько, и каждое работает в своей сфере, но нет "того одного, которое сказало бы, как было бы правильно действовать", пояснила нотариус.

Как не уничтожить "чистые" компании

В связи с ужесточением требований к компаниям назрел вопрос: не попадут ли под "зачистку" вполне легально работающие компании, если их деятельность не до конца понятна и прозрачна для СГД или других контролирующих структур. Например, в случаях, когда предприятие имеет сложную структуру— получить по цепочке информацию об иностранных инвесторах на три-четыре звена вглубь и найти конечных бенефициаров может быть очень трудной задачей, допускает замгоссекретаря Минюста Лайла Мединя. Она признала, что нужно найти баланс, чтобы в борьбе с незаконными схемами не разрушить попутно какое-нибудь "чистое" предприятие.

Согласен с ней и банкир Гиртс Рунгайнис.

"Под такую "зачистку" могут попасть компании, которые занимаются тем, что считают абсолютно легальным, но не до конца понятным для налоговой службы и для банков. (...) Бизнес теперь должен доказать свою прозрачность. Если этого сделано не будет, то это может стать поводом, чтобы фирму закрыть", — сказал банкир.

Однако, пояснил он, в нынешней ситуации интересы государства и всего бизнеса превыше всего, поскольку невыполнение требований плана Moneyval, в частности по предотвращению возможных сделок, связанных с отмыванием денег, — может усложнить в дальнейшем расчеты латвийских фирм и граждан за границей.

Ранее сообщалось, что Moneyval ввел для Латвии режим усиленного контроля, поскольку страна получила низкие оценки по ряду критериев в этой сфере. В частности, специалисты Moneyval считают, что действия латвийских властей малоэффективны в вопросах установления истинных выгодоприобретателей и предотвращения финансирования распространения оружия массового поражения.

После этого Международная сеть обмена банковской информацией SWIFT, которая обеспечивает расчеты между банками разных стран, признала Латвию государством высокого риска. Теперь латвийским предприятиям доступ к отдельным международным расчетам будет затруднен.

Для выполнения рекомендаций Moneyval разработан план, включающий более 100 мер, которые Латвия обязуется выполнить до конца этого года. Если Латвия не успеет это сделать, государство рискует попасть в так называемый серый список. Это может создать проблемы не только для физических лиц, но и негативно повлиять на латвийский экспорт, поскольку будут осложнены транзакции по оплате поставок.

Лента новостей
0