Первый светофор Латвии: история и филология

© Photo из журнала «Policija», 1939 годПолицейский управляет аппаратом светового регулирования движения
Полицейский управляет аппаратом светового регулирования движения - Sputnik Латвия
Подписаться
Где был установлен первый в Латвии светофор, почему во время учений противовоздушной обороны его приходилось заменять, когда был демонтирован последний советский светофор, и почему бывший легионер СС предлагал заменить "луксофорc" на "луцифорс"

РИГА, 8 фев — Sputnik, Михаил Губин. Восьмого февраля в центре Риги могло бы состояться праздничное мероприятие – с речами, оркестром, открытием памятного знака или мемориальной доски. И даже известно, где бы оно происходило — на углу Бривибас и Дзирнаву. Потому что именно там восемьдесят лет назад заработал первый в Латвии светофор.

До этого уличное движение в латвийской столице регулировалось специальными полицейскими. Первые из них появились в апреле 1927 года на бульваре Бривибас (в конце улицы Калькю) и на бульваре Аспазияс возле тогдашнего главпочтамта. Их было восемь человек.

Элвис на светофоре - Sputnik Латвия
Видео
Элвис красный и зеленый: в Германии появился необычный светофор

"В настоящее время уличное движение еще не требует световой сигнализации, как в мировых столицах. Количество автокатастроф маленькое, да и шоферы стали внимательнее", — писала об этом газета Latvijas Kareivis.

Однако автомобилей становилось больше, и вот 7 февраля 1939 года газеты сообщили о том, что завтра в Риге начнет работу новый аппарат регулирования движения — на перекрестке улиц Бривибас и Дзирнаву.

"Подающий сигналы аппарат прикреплен к электрическим проводам над улицами в центре перекрестка и хорошо виден как со стороны улицы Бривибас, так и Дзирнаву. Регулирующие движение сигналы таковы: красный свет — "движение закрыто", желтый — "внимание, остановитесь", зеленый свет — "путь свободен", — писала газета Brīvā Zemе, подробно разъясняя, что надлежит делать при каждом сигнале водителям и пешеходам. Аппаратом управлял специально обученный полицейский.

© Photo из журнала «Policija», 1939 годПервый светофор, хотя он так еще не назывался
Первый светофор Латвии: история и филология - Sputnik Латвия
Первый светофор, хотя он так еще не назывался

Именно от полицейских и поступило предложение насчет нового аппарата. В январе 1939 года Brīvā Zemе сообщила, что Петерис Витолс, полицейский с 12-летним стажем, регулировщик движения в центре Риги, подал в рижскую префектуру проект устройства, призванного облегчить регулирование улиц в зимнее или дождливое время. Проект Витолса предусматривал навес с обогревом, внутри стоит регулировщик, а сверху прикреплены зеленый, красный и желтый фонари, которыми он и управляет. Предложение несколько запоздало.

Тем не менее, сообщалось, что новый аппарат регулирования движения произведен на заводе ВЭФ, и если он хорошо себя покажет, то городское правление предполагает поставить такие аппараты и на другие перекрестках — особенно на углу улиц Бривибас, Шарлотес и Миера.

Из прессы также можно было узнать о том, что один аппарат стоит две тысячи латов и что он оправдал себя. Рижане стали дисциплинированнее, а устройство стало автоматическим, страж порядка сигналы больше не переключал. Зеленый сигнал светофора для движения по улице Бривибас светил двадцать секунд, а по Дзирнаву — восемнадцать. Желтый свет загорался на четыре секунды.

Светофорное древо - Sputnik Латвия
Фото
Красный, желтый, зеленый: 5 августа - Международный день светофора

Сигналы светили так ярко, что, когда в сентябре 1939 года в латвийской столице проходили учения противовоздушной обороны, лампы затемнили.

В августе Рижское городское строительное управление сообщило, что новые аппараты будут размещены не над улицей, а на специальных столбиках на каждом углу перекрестка бульвара Аспазияс и улицы Кр. Барона.

В СССР первый светофор заработал 15 января 1930 года в Ленинграде, но он был не световой, а механический. А вот само слово svetofors вошло в латышский язык после 1940 года и широко употреблялось до июня 1970-го, когда Терминологическая комиссия Академии наук Латвийской ССР придумала ему замену. По просьбам трудящихся — работников издательств и автомобилистов - аппарат световых сигналов стал называться luksofors ( от латинского lux — "свет" и греческого phoros — "несущий").

"Слово luksofors похоже на название устройства для регулирования движения поездов — семафор, оно короче и удобнее", — уверяла секретарь Терминологической комиссии Валентина Скуиня.

Возникла небольшая дискуссия, дескать, слово все равно не латышское, предлагали оставить gaismas signālaparāts (световой сигнальный аппарат), но постепенно новое слово вошло в обиход.

В 2003 году, перед вступлением Латвии в Европейский союз выяснилось, что в стране много советских светофоров, не соответствующих нормам ЕС. Заменить их не хватает средств. Пресса забила тревогу, но как-то все обошлось.

Последний советский светофор бы демонтирован 18 мая 2017 года в Cигулде, на перекрестке Видземского шоссе и улицы Зинатнес. Он был установлен в 1972 году и таким образом прослужил 45 лет. Отправлен в музей.

Восьмого апреля 2016 года утром полиция задержала двух молодых людей, которые украли светофор с перекрестка улицы Кр. Барона и бульвара Райниса в Риге. Они сломали аппарат и пронесли его 20 метров, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. Кстати, латышская молодежь часто называет светофор krustofors, и это название в 2011 году даже стало кандидатом на "слово года". Буквально его можно перевести как "несущий крест", хотя, конечно, имеется в виду перекресток.

Ныне покойный американский латышский писатель Раймондс В. Дзелзкалнс, бывший легионер 15-й латышской дивизии СС, борясь за чистоту родного языка, неоднократно выступал против слова luksofors, считая его сделанным по русскому образцу. Он указывал, что это слово образовано неправильно. Потому что lux — это в именительном падеже, а в родительном — lucis. Поэтому "несущая свет" - Луция, а не Луксия. Если следовать его рассуждениям, надо писать lucifors. Терминологическая комиссия ничего по этому поводу не говорит.

Лента новостей
0