РИГА, 30 янв — Sputnik. Сегодня могло исполниться 89 лет одному из самых ярких и великих латвийских баскетболистов - Янису Круминьшу.
В спорт, точнее баскетбол, Круминьш попал абсолютно случайно. Его заприметил начавший работать в рижском СКА в 1953 году впоследствии великий советский тренер Александр Гомельский. Именно он уговорил тогда 23-летнего Круминьша оставить работу в лесничестве под Цесисом, где тот собирал смолу с деревьев, и заняться баскетболом.
Год упорной работы с техникой 218-сантиметрового великана (работа с мячом Круминьшу давался очень нелегко и несколько раз "гарайс Ян" пытался бросить все и уехать домой) все-таки принесли свои плоды. Уже в сезоне-1954/55 Круминьш появился в составе СКА, а рижский клуб впервые стал чемпионом СССР.
Дальше последовала победа латвийской команды на Спартакиаде и включение многообещающего центрового из Риги в сборную СССР на Олимпиаду-1956 в далеком Мельбурне. Там Круминьш впервые встретился с американцами в финале и тот матч безоговорочно остался за родоначальниками баскетбола (55:89).
Круминьшу так и не удалось выиграть олимпийское золото (дальше были еще два серебра Игр в Риме-1960 и Токио-1964) или стать чемпионом мира. Хотя последний титул был очень близок в 1959 году, когда сборная СССР в Чили одолела всех соперников (в том числе США и Бразилию), но за отказ сыграть с Тайванем (по политическим мотивам, приказ поступил из Москвы) советская команда в итоге была дисквалифицирована.
Отсутствие золота на двух по значимости крупных турнирах в мировом баскетболе Круминьш компенсировал тремя победами в чемпионатах Европы (1959, 1961, 1963). Завершил он карьеру только к 1969 году уже в составе рижского ВЭФа и больше ни за какие клубы никогда не играл, что говорит о его постоянстве и преданности одному месту.
Из воспоминаний соратников о Круминьше становится понятно, что этот гигант был очень скромен по своей натуре и где-то всегда стеснялся своего гулливерского роста. Возможно врожденная застенчивость так бы и оставила его в холостяках, если бы в тридцатилетнем возрасте он не повстречал скульптора Инессу. Точнее, это ей было поручено сделать барельеф Круминьша для ВДНХ, и, пока шла работа у молодых людей, все завертелось и закружилось. На выходе получилась отличная семья, трое детей, а сам Янис уже после окончания игровой карьеры увлекся чеканкой. И у него получались изумительные работы, выполненные, кстати, по эскизам жены.
Спортивный отец Круминьша, Гомельский, считал появление Яниса переосмыслило в корне роль центрового не только в советском баскетболе, но и в европейском. Как признавался сам Гомельский, были игроки и быстрее Круминьша, и хитрее, и разностороннее, но "гарайс Ян" превосходил всех в одном – надежности. На него всегда можно было положиться в случае, если у команды не шла игра и он исправно делал своё дело. Не случайно ведь, по итогам опроса ведущей российской спортивной газеты "Спорт-Экспресс" в 2006 году на звание лучшего советского центрового XX века, Круминьш занял почетное третье место, пропустив вперед только Арвидаса Сабониса и Владимира Ткаченко.