РИГА, 25 янв — Sputnik, Алексей Стефанов. Концерт под названием "Когда душа полнится словами" пройдет 27 января в рамках второго сезона проекта "Посольские вечера в Царицыне". Среди приглашенных посольством актеров – Виталий Щанников из Театра "Практика" – еще один выпускник Рижского театра-студии "Реверанс", руководителем которого является Людмила Евсеевна Шевченко.
Stand Up Цимермана без Цимермана
"Мне было очень приятно получить от атташе по культуре Посольства Латвии приглашение принять участие в этом концерте. Я заявлен в программе как актер, но никто еще никто не знает, что от меня будет Stand Up. Хотя это не облегчает мне жизнь, а наоборот, осложняет мой выход на сцену. Но я весело к этому подошел и уже написал большую часть шуток. Правда, мы решили не рисковать, и парочку шуток убрали, чтобы никого не обидеть, потому что планируется прямая трансляция из зала. Но здесь могу одну из них озвучить: "Есть такое выражение, что за каждым успешным мужчиной стоит его женщина. И это – правда, так и есть. Спросите у мужа Вайры Вике-Фрейберги". Атташе на это сказал, что если эта шутка прозвучит, то его могут снять с должности, а меня больше не пустить в Латвию", - с юмором раскрывает секреты закулисной подготовки к концерту Щанников.
Просьба от посольства к Виталию придумать шутки в стилистике Stand Up не случайна. В кафе Центра им. Всеволода Мейерхольда, где мы встретились с актером, он уже несколько лет проводит вечера под названием Stand Up Цимермана. На небольшую сцену к микрофону выходят стендап-комики, а за столиками и стульями, как в театре, рассаживается до ста человек. На таких вечеринках оттачиваются шутки, чтобы потом уже на сцене самого Центра Мейерхольда устраивать большие шоу, в которых помимо резидентов Stand Up Цимермана выступают приглашенные гости.
"Название нашей команды многим кажется странным. Есть даже легенда, что когда-то жил некий еврей по фамилии Цимерман, который рассказывал на сцене какую-то шутку, но не досказал - умер на полуслове. И теперь мы призваны найти концовку его рассказа. Но ничего подобного, конечно, не было. Просто, когда мы придумывали название нашей команде, решили использовать в нем аббревиатуру Центра имени Мейерхольда – сокращенно ЦИМ. Так и родился Stand Up Цимермана. Мы не думали, что продержимся долго, поэтому название было таким странным. Но получилось, что мы не только существуем до сих пор, но и растем, развиваемся, как сообщество. И все нас уже знают именно как Stand Up Цимермана", - рассказывает Виталий.
И никакой порнографии
После окончания школы в 2006 году Виталий Щанников поехал поступать в Москву и прошел по конкурсу во ВГИК. Но по окончании училища с кинематографом дела обстояли неважно – роли были хоть и яркие, юморные, но эпизодические. Так и родилась идея начать заниматься "стендапом" – актеру хорошо удавалось создавать сатирические образы.
"Это то, чем я живу, зарабатываю на жизнь, как раскручиваю себя. Stand Up - популярный жанр, и, как ни странно, именно благодаря ему я стал больше сниматься в кино. Потому что на выступления приходят кастинг-директора, режиссеры, видят, как я работаю на сцене, и приглашают в картины. Особенно в комедийные фильмы. Наше Stand Up-сообщество отличается от других в Москве тем, что мы практически не материмся, не опускаемся ниже плинтуса в выборе тем. Нас называют интеллигентами в "стендапе", потому что мы умеем подать юмор аккуратно, не обидно и толерантно", - поясняет актер.
Хотя встреча в Рижском русском театре имени Чехова во время недавней поездки на родину с классной руководительницей из Золитудской гимназии заставила его задуматься.
"Учительница встретила меня настороженно и испуганно спросила: "А вот то, чем ты занимаешься и выкладываешь у себя на странице, это что?" Попытался объяснить ей, что это Stand Up, что мы выходим на сцену с шутками о себе, иронично рассказываем о проблемах в жизни. Но она так посмотрела, как будто я снимаюсь в групповом порно. А у нас действительно десять человек в Stand Up Цимермана, и все это мы выкладываем в интернет, чтобы люди смеялись. И, знаете, я стал оправдываться. Объяснять, что благодаря этому люди получают юмористическую терапию, сами начинают говорить о том, о чем всегда молчали и считали эти темы запретными. Что мы как будто подносим человеку кислородную трубку, и он начинает дышать, ему становится легче и лучше жить. Но классная руководительница меня не услышала. Видимо, для старшего поколения мы и вправду делаем что-то из области порнографии. Хотя, наверное, она в чем-то права, потому что Stand Up - это тоже своего рода обнаженка", - удивляется Виталий.
Тем более, что с некоторых пор Stand Up Цимермана, как говорит актер, стал популярен не только как актерский состав, но и как школа. Виталий Щанников с коллегами начал вести курсы, на которые стремится попасть так много людей, что своей очереди нужно ждать по два-три месяца. Потому что многие выпускники после обучения попадают в эфиры российских телеканалов. А еще команду "спендаперов" приглашают в институты, бизнес-школы и банки проводить там лекции на предмет умения в своей речи использовать юмор.
Немцев было много, латыша буду играть впервые
Помимо коротких комедийный ролей Виталий Щанников часто играет немцев в картинах о Второй мировой войне.
"Это самая популярная роль, которую мне предлагают в России. Вначале было очень странно, что меня видят немцем, и коробила фраза: "Ты же из Прибалтики". А все мои аргументы, что я русский и проверил свою родословную – нет там немцев, не помогали. "Да какой ты русский, ты европеец. У тебя на лице написано. Будешь играть нацистского лейтенанта", - говорили мне на кастингах. И сейчас я к этому привык, тем более, что знаю немецкий. В данный момент прошел кастинг в картине Рената Давлетьярова, съемки будут проходить в Москве и на Валдае. Очень интересно. А еще, когда я примерил форму лейтенанта, выставил фото в соцсетях, получил столько влюбленных смайликов, что сам поразился. Немецкая форма мне определенно идет", - смеется актер.
Щанников работает на сцене, гордится своей работой в Театре "Практика", где уже шесть лет играет в спектакле "Кеды" по пьесе Любы Стрижак о беззаботном хипстере Грише, у которого нет ни работы, ни денег на фирменные кеды.
"Это удивительный, феноменальный спектакль. Я шучу, что мы скоро станем как "Юнона и Авось" в оригинальном составе, потому что для современной драматургии, современной постановки срок в шесть лет – очень приличный. Столько современные спектакли не живут. Он ценен и дорог тем, что когда мы его играем, публика угадывает в персонажах себя, своих друзей. И если раньше мы играли для сверстников, то сейчас приходят люди постарше, которые так же как и мы выросли. И продолжают в героях спектакля находить себя, только теперь в прошедшем времени. Вспоминают, что все так и было", - рассказывает актер.
А сейчас Виталий Щанников пропадает в Театре Наций, где готовится большая премьера спектакля о расстреле царской семьи. Действие будет проходить в модном иммерсивном стиле, когда зритель не сидит в зале, а ходит за актерами и даже сам участвует в определенных сценах. Новое пространство театра со стороны Страстного бульвара находится в старинном особняке. Его хорошо отремонтировали, сохранили кирпичную кладку в подвальных помещениях. И они четко передают атмосферу Ипатьевского дома, в котором содержалась царская семья.
"И как вы думаете, кого я будут там играть? Латыша. Примерно за месяц до трагедии в Екатеринбург для личной охраны царской семьи прибыли четыре красных латышских стрелка. Видимо, взяли их специально. Помимо верности новой власти, они плохо знали русский язык, и утечка информации таким образом почти исключалась. Но трое из них, когда поступил приказ принять участие в расстреле, отказались стрелять по женщинам и детям, а один – начальник охраны – выполнил приказ. И я сейчас занимаюсь тем, что сижу в архивах, собираю всю информацию об этих латышах, как и другие актеры, готовящиеся к своим ролям. Работа это, конечно, не актерская, а больше историко-исследовательская, но очень интересная. Да и Театр Наций - хороший и популярный. Посмотрим, что из всего этого получится. Но премьера обещает стать громкой", - говорит Щанников.