Выборы в Сейм для Русского союза Латвии прошли. Мимо. Ни барабаны, ни снегурочки, ни песни, ни даже стихи так и не смогли спасти русские школы, на обломках которых пытались танцевать неудавшиеся депутаты.
Петарда, которая красиво выстрелила 15 лет назад, не выстрелила. Порох в пороховницах есть, но отсырел. По итогам выборов кажется, что никто особо не удивился и не расстроился. Под конец гонки и правда складывалось впечатление, что целью ставилась не победа, а вставление палок в колеса остальным. Так бодро "Согласие" даже Нацблок не ругал.
Рига - маленький Париж
Казалось бы, — все. Выборы прошли, Андрей Мамыкин уехал, но барабанщики остались. Впереди выборы в Европарламент, а значит, шоу продолжается.
12 января, в преддверии юбилея революции зонтиков, Татьяна Жданок вспомнила, что Рига - маленький Париж и позвала всех выступить за все хорошее. Да, как в Париже. И как у "Ленинграда". Ну, почти.
В заявленный час на Домской площади собралось несколько сотен человек. Латышские СМИ говорят о двух сотнях, русские приближают количество людей к тысяче. На глазок — было 300-400 человек. Выступали с импровизированной трибуны на ступеньках биржи. Символично: потому что говорили в основном о социальном равенстве. Мол, живем мы с каждым годом все хуже и хуже, а правящие, - наоборот.
Изюминкой митинга-шествия стало выступление латышей. Правда, оценили это ноу-хау не все: во время выступления Аниты Даукшкеле на латышском, из толпы послышались недовольные возгласы "Говори на русском!". Анита расстроилась, перешла на русский и начала делать МХАТовские паузы. Но по итогам, ей все равно поаплодировали.
Униформа протестного движения
Лейтмотивом встречи стала тема "желтых жилетов" и, соответственно, Франции. Евродепутат Мирослав Митрофанов такой жилет надел прямо во время речи, сообщив собравшимся, что с каждой акцией жилетов будет все больше.
Он же присвоил светоотражающей жилетке звание униформы общеевропейского протестного движения. Не зря же Ригу называют маленьким Парижем. Жданок ходила в оранжевом, но коллегу поддержала, сообщив, что мы с Европой солидарны, но у нас и своих проблем не меньше. В общем, "можем повторить".
Далее под бодрый перестук отряда барабанщиков протестное движение двинулось вдоль зданий власть имущих. Эксцессов не было, шли мирно. На улице Екаба постояли и разошлись.
Революции не случилось
Пассаж Татьяны Жданок про неслучайную близость мероприятия к 13 января остался словами: революции не случилось. Витрины остались целыми, здание Сейма не повреждено. Даже Александр Гапоненко не выходил на трибуны и не сыпал ни предсказаниями, ни лозунгами.
В целом можно было бы сказать, что подобные акции нужны. Останавливает только два фактора: первый - полная неопределенность заявленных целей. Разумеется, жить хорошо хотелось бы всем. Поэтому выйти на улицы "За все хорошее" - сам Бог велел. Но за все хорошее уже ходили. В 1991, в 2009, в 2013 и 2014, наконец. Все уже видели, к чему это приводит. Повторять не хочется.
Нужно ли говорить о социальной несправедливости? Наверное, нужно. Но в данном случае, на мой взгляд, Домская площадь была превращена в типовую кухню, на которой собрались пожаловаться на судьбу. Но современное общество привыкло на кухне готовить и есть, что и доказала куда более посещаемая кухня фестиваля Riga Street Food.
Сами сентенции, озвученные РСЛ, неопровержимы: Да, - прекратите пилить евроденьги. Да, - перестаньте обворовывать врачей и учителей. Верните русские школы. Все так, все это необходимо всем и неоспоримо, как десять заповедей. Но чтобы объявить себя мессией, мало обозначить проблему.
Нужно еще взять на себя крест и терновый венок. А доверять такие серьезные вещи отряду барабанщиков как-то не хочется. Поэтому и масштабности не получилось. Может, оно и к лучшему. Желтые жилетки на людях преклонного возраста сегодня у нас ассоциируются с дворниками и дорожными рабочими. Революцией не пахнет.
22.01 похожее действо планирует латышскоговорящая сторона. Как и РСЛ, они заранее обозначили этническую направленность мероприятия. Тоже - за все хорошее. Тоже - против всего плохого. Но порознь. Посмотрим, что получится у них.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.