РИГА, 22 дек — Sputnik, Евгений Лешковский. В рамках проекта "Культурная линия" в Ригу приехал встретиться с ценителями кино один из самых известных российских режиссеров последнего времени - Сергей Мокрицкий, чьи картины, например, "Битва за Севастополь" и "Черновик", посмотрели миллионы – не только в его родной стране, но и за ее пределами, конечно, и в Латвии в том числе.
Вместо большого кино политический цирк
Ведущая "Культурной линии", известная латвийская журналистка Ольга Авдевич рассказала корреспонденту Sputnik то, что осталось "за кадром" встречи Сергея Мокрицкого с рижскими ценителями его таланта.
Оказывается, как только режиссер приехал в Ригу, он сразу спросил, как сложилась актерская судьба "исключительного талантливого паренька Артурчика". Правда, фамилию Артурчика Сергей Мокрицкий подзабыл, зато назвал свой фильм, в котором "паренек" снимался. Это - "Четыре возраста любви". Артурчик играл молодого монаха Олежку - контуженного бойца: его приютили в монастыре (картину снимали на Валдае) в качестве послушника. Его родителей сыграли Алексей Серебряков и Юлия Рутберг. Также в той картине снимались Игорь Ясулович и Лия Ахеджакова.
Режиссер Мокрицкий искренне расстроился, заметив, что у Кайминьша были все шансы в большом кино.
Рига дала много российскому кинематографу
На встрече с рижанами Сергей Мокрицкий рассказал, что с Латвией его связывают давние тесные дружеские знакомства: "Все началось еще с операторского факультета ВГИКа, где я учился вместе с нынешним главой Гильдии кинооператоров Латвии Гинтсом Берзиньшем, наконец, у нас большая творческая дружба с бывшим рижанином, актером Никитой Тарасовым. Он у меня снимался в двух фильмах, и я намерен продолжать с ним работать".
"Мне очень нравилось приветствовать его рукопожатием, и я всегда на секунду задерживал его руку в своей. А потому, что его рука здоровалась с самим Эйзенштейном. И снова – о Риге. Эйзенштейн ведь был вашим земляком. Александр Владимирович очень точно отобрал людей на наш курс, и потому у всех у нас сложилась яркая творческая жизнь", - говорит Мокрицкий.
К примеру, лидером на курсе был оператор Андрей Жегалов, который снял много прекрасных фильмов, например, "Остров" Павла Лунгина, "Кукушку" и "Блокпост", "Турецкий гамбит", наконец, "Мама, не горюй" и "Особенности национальной охоты". А другой однокурсник Сергея Мокрицкого - Григорий Яблочников: он теперь в России ведущий оператор по подводным съемкам.
О войне – без вранья
Но больше всего на встрече с рижанами Сергей Мокрицкий говорил, конечно, о фильмах о войне. Из зала задали тему: недавно на радио "Свобода" проводили опрос "существуют ли правдивые фильмы российского производства о Великой Отечественной войне". И удивительно, но 45% респондентов ответили: нет таких. Или вовсе неудивительно, что "Свободе" так ответили? Слово – Мокрицкому, который снял достаточно знаковые ленты о войне - "Битва за Севастополь" и "Я – учитель".
Язык не повернется сказать, будто Чухрай, прошедший всю войну, снял лживую "Балладу о солдате", или Тодоровский врал в "Военно-полевом романе". А знаете, что Стивен Спилберг рассказывал? Прежде чем приступить к съемкам "Спасти рядового Райана" он посмотрел эпопею Озерова "Освобождение", поскольку хотел понять, что уже в истории кино существует на военную тему. И я картину "Битву за Севастополь" делал правдиво. Думаю, получилось", - говорит Мокрицкий.
Тогда – Севастополь, потом - Одесса
Сергей Мокрицкий убежден: те, кто рассуждают "о правде" в фильмах о войне, попросту не понимают, что правда у каждого своя. У генерала – одна правда, у солдата - другая.
"Сегодня многие кричат, что солдаты в той войне были бесправны. Но те самые крикуны не понимают, что, на самом деле, армия и основана на бесправии солдат, и в армии нет демократии. И именно поэтому существует армия, не сплошной разброд и шатание – как в демократическом гражданском обществе. А моя задача как режиссера заключается не в том, чтобы говорить "правду о войне", но в том, чтобы создать художественный образ.
Он рассказал, что "Битву за Севастополь" стали снимать, когда Россия и Украина еще дружили. И первые кадры были сняты в Севастополе. Но позже роль Севастополя уже стала играть Одесса. А саму Одессу снимали под Киевом. Такая вот киношная география.
Те, о ком говорил Сталин
Сейчас Сергей Мокрицкий тоже работает над картиной о событиях Великой Отечественной войны. Эта лента будет приурочена к юбилею его родного ВГИКа: в будущем году он отметит свое 100-летие.
"Этот фильм будет основан на реальных событиях. В ноябре 1941-го немцы стояли в Химках, в 25 километрах от Кремля. Группа молодых студентов-кинооператоров, которые должны были эвакуироваться вместе со ВГИКом в Алма-Ату, попросились на фронт операторами. Вместе с ними воевали и другие операторы. Их было 258 человек.
Благодаря этим людям мы имеем документальную хронику Великой Отечественной. Их материалы легли в основу фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой", который тогда посмотрела вся страна. И Сталин сказал, что этот фильм стоит нескольких дивизий. Картина демонстрировалась в Америке и получила "Оскар". Советский Союз до этого фильма "Оскаров" не получал. Судьбы у этих ребят потрясающие. Вот о восьмерых из них, студентах ВГИКа, и будет мое следующее кино. И в его основе лежит абсолютная правда", - подчеркнул режиссер.