РИГА, 14 дек — Sputnik, Алексей Стетюха. Новогодняя елка — это, бесспорно, один из главных атрибутов зимних праздников. Кто-то ее срубает под самый корешок, кто-то покупает в горшке, поборники защиты природы ставят искусственную, а художники — создают. Своими руками. Ну, или чужими. У каждого свой путь.
Уже восемь лет подряд в Риге пролагается путь елок. Вдохновившись тем фактом, что столица Латвии является родиной рождественской елки, и наплевав на мнение скептиков, самоуправление устроило ежегодный конкурс для художников, разрешив им украшать город елками собственного сочинения и производства.
Металлические, стеклянные, деревянные конструкции — кто во что горазд. Всего в Риге установлено около сорока рождественских арт-объектов.
Мы решили взять с собой одного из создателей и прогуляться по части из них. А заодно немного поговорить о современном искусстве.
То, что елка должна иметь форму хотя бы приблизительного конуса, быть зеленой и пахнуть хвоей — пережиток прошлого. Современное искусство для того и существует, чтобы разрушать стереотипы. Елка должна называться елкой. Все остальное — на усмотрение создателя. А пути создателя неисповедимы и не регламентированы.
Согласно преданию Рижской думы, пятьсот лет назад именно здесь, в Риге, была украшена первая елка. Отсюда традиция и пошла. Чтобы закрепить успех, каждый год юным и не очень дарованиям выделяются деньги на создание новых образов.
В поход по елкам с нами отправился Марк: молодой скульптор, студент Художественной академии. Его елка-портал украшает город уже третий год подряд. Хотел сделать еще одну, но не успел.
— Мне хотелось сделать объект, чтобы его поставили возле театра "Дайлес". Я живу тут рядом. Было бы приятно каждый день проходить мимо нее.
— А почему не сделал?
— Да, затянул. Старался, делал проект, но самому не нравилось. Потом уже понял, что в сроки не укладываюсь. А абы как делать не хотелось. В следующем году сделаю.
Встречаемся у того самого театра. В обозримом пространстве — три елки. Первая возле Новой церкви Гертруды, вторая на углу Бривибас и Матиса. Третья запарковалась прямо на автомобильной стоянке возле храма искусств.
— А это точно арт-объект?..
— Вроде да.
— Похоже на леса строительные..
Подходим ближе — елка. Сети, натянутые на деревянный каркас. Подходим еще ближе, видим, что сети сплетены разными узорами. Чем ближе, тем красивее.
Днем большинство елок смотрится довольно грустно. В отличие от одноименных представительниц растительного мира, концептуальные создания подтверждают тезис про темноту — друга молодежи. Решаем дождаться иллюминации, чтобы сфотографировать елки нарядно. Садимся в кафе.
— Как вообще проходит конкурс?
— Честно — на довольно легких условиях. Не принимают только откровенную бездарность либо тех, кто встает в позу и не идет ни на какие компромиссы. Мол, "я сделал, а раз вам что-то не нравится — то вы ничего не понимаете!"
— Много таких?
— Не очень.
— А почему тогда елок так мало?
— Так и заявок мало.
Ежегодно дума объявляет открытый конкурс. К участию приглашаются студенты Художественной академии отдельно, и все желающие в общем. Для первых на проект готовы выделить 3,5 тысячи евро. Для остальных — сколько угодно, в пределах разумного. Каждая елка подписана. Под каждой — имя автора и его личный посыл обществу. Если елку создавала фирма, то вместо имени стоит название ООО. Их все больше. Фамилий не прибавляется.
— Почему начинающие художники не подключаются? Это же невероятный шанс — поставить свое творение в центре европейской столицы.
— Я участвую.
— Понятно. А остальные? Друзья, вся эта "художественная тусовка" — где они?
— Знакомые участвуют. А тусовки не существует.
— Как так?
— А вот так. Говорят, что соцсети сближают людей. Мне кажется, что наоборот. У меня в друзьях — куча людей из Худакадемии. Я смотрю на этот список и понимаю, что я не знаю их. Не знаю о них ровным счетом ничего. И этот проект тоже проходит мимо них. Потому что им неинтересно.
В декабре быстро темнеет. Мы допиваем кофе, идем к новым елкам. Добираемся до Эспланады. Нас встречает елка, собранная из старых оконных рам. Выглядит футуристично, на елку не похожа. Как будто кто-то фигурно выбросил старые окна.
— Надо все-таки фотографировать, когда они уже с подсветкой.
— А во сколько ее включат уже?
— Да кто ее знает. На сайте не пишут.
Звоню в справочную. Давно забытое чувство — вместо "Ок Гугл" говорить:
— Добрый вечер, девушка.
— Здравствуйте!
— Будьте добры, подскажите, во сколько включается подсветка у елок в Риге.
— Минуточку.
…
— Спасибо, что подождали. Тут написано, что с наступлением сумерек.
— А во сколько сумерки начинаются — не написано?
- Не написано. Простите.
— Да вы-то тут при чем. Спасибо.
Возвращаюсь к ребятам. Елка загорается и начинает смотреться совершенно фантастично. Это уже не окна и не рамы. Это — искусство. Пусть и современное.
— Ты что — Ушакову звонил?
— Нет. Просто совпало.
Фотографируем, мерзнем, идем дальше.
Город заполнен елками. Искусственные перекликаются с натуральными. Срубленные с растущими. Уже темно. Повсюду зажигаются фонари и декорации. Снега нет, есть ветер и минусовая температура.
— Нет такого ощущения, что искусство нивелируется таким подходом? Я имею в виду, что вам дают деньги, бюджет. Участвуют какие-то фирмы. Кто-то на этом явно еще и зарабатывает.
— И?
— Ну, непонятно же: где искусство, а где просто банальное зарабатывание денег. Не обидно?
— Нет. Я знаю людей, которые зарабатывают на таких мероприятиях. Это хорошо, когда искусство кормит художника. Я за свою елку получил разовую плату. Мне тоже не обидно.
— Художник сегодня — ремесленник?
— Да, наверное. Но всегда можно делать то, что продается, параллельно делая что-то для души.
Напротив посольства Украины стоит елка-ракета. На том самом месте, где стоял Сэм: обезьяна-космонавт. Спорная обезьяна успела попутешествовать: переехав из парка Кронвальда в парк Аварийной бригады. Потом угнездилась на новой Тейке.
А ракета осталась. Совпадение?
Доходим до елки Марка. Елка-портал. Небольшая — в человеческий рост. Переливается сине-зелеными огнями на одном из самых странных перекрестков Тихого центра. Пять разнополосных, разномастных дорог сходятся в одном месте и утыкаются в светящуюся елку.
— А в чем сакральный посыл арт-объекта?
— Это елка-портал.
— Портал куда?
— Не знаю. Просто портал.
Елки останутся с рижанами до 13 января — старого Нового года. Потом они уедут на склад. Самые полюбившиеся вернутся на улицы в следующем году, присоединившись к новым, которым тоже всегда тут рады. Было бы желание.