РИГА, 5 дек - Sputnik. В откровенном интервью радиостанции "Эхо Москвы" глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил, что собственно двусторонние отношения Латвии и России не так уж плохи, все дело в разногласиях, связанных с глобальными политическими вопросами. Министр не смог уточнить число россиян, внесенных в черный список, однако назвал количество лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в 13-м Сейме.
Об отношениях с Россией
"Россия, во-первых, наш сосед, потому что у нас граница с Российской Федерацией, у нас есть общие вопросы, которые мы должны решать... Так что я не буду отвечать в категориях партнер - враг, я буду отвечать - сосед, но с довольно большими проблемами", - заявил Ринкевичс.
По его словам, определяющим моментом в двусторонних отношениях Латвии и РФ являются "вопросы широкого порядка: Евросоюз - Россия, НАТО - Россия, вообще вопросы безопасности, вопросы законности в международных отношениях".
Ринкевичс считает, что больших двусторонних проблем у Риги и Москвы на данный момент нет.
"Да, есть, конечно, всякие интересные там тоже высказывания политиков, но, я думаю, что это уже в порядке нормы", - отметил министр.
Успешными примерами двусторонних отношений Ринкевичс назвал работы по демаркации латвийско-российской границы и взаимодействие в области культуры.
"Уже один назвал, это вопрос демаркации. А второе: я все же считаю, что даже если мы иногда очень плохо думаем друг о друге, сотрудничество в сфере культуры, оно довольно хорошее", - сказал министр, добавив, что "есть определенный диалог с Российской Федерацией и на мидовском уровне", периодически встречаются и министры транспорта.
Ринкевичс указал, что надеется на "определенную положительную динамику" в отношениях с РФ по вопросам охраны окружающей среды.
"Латвия сейчас является председателем Совета государств Балтийского моря... Возможно, министры по охране окружающей среды смогут встретиться, обсудить некоторые вопросы. То есть я бы не хотел говорить, что у нас все черно-белое. У нас довольно красочные отношения", - констатировал глава латвийского МИД.
Черная сотня латвийского МИД
Ринкевичс опроверг сведения о "тысяче россиян", внесенных Латвией в черный список, но не смог назвать точное число граждан РФ, которым запрещен въезд на территорию Латвийской Республики.
"У нас есть так называемые невъездные списки, которые составляются и министерством иностранных дел, и министерством внутренних дел. У меня пока точной цифры нет, но год назад было где-то около 90 или 100 граждан России. Но это неточная цифра на данный момент", - сказал министр.
По словам Ринкевичса, эти люди внесены в список в связи "с неприемлемыми для Латвии заявлениями или по другим политическим причинам".
"Но это не в тысячах. Я не могу сказать, откуда тысячи людей появились", - признал министр.
Свободный Сейм, свободное общество
Ринкевичс заявил, что его каминг-аут четырехлетней давности послужил своеобразным толчком для латвийского общества на пути к свободе.
"Да, я знал и понимал, что это вызовет неоднозначную реакцию. Но вместе с тем, я думаю, что это было нужно, во-первых, для меня, и это все же было каким-то сигналом и толчком тоже для нашего общества. Сейчас в латвийском парламенте — прошли выборы в октябре этого года — у нас уже два таких человека, которые выбраны сейчас тоже. И заместитель секретаря нашего парламента, которая тоже заявляла о своей сексуальной ориентации, она тоже выбрана, тоже получила поддержку избирателей. Это показывает, что даже если есть неоднозначное мнение и в нашем обществе тоже, все же люди оценивают работу и политиков, и художников, и артистов, а меньше думают, что он или она делают", - заявил Ринкевичс.
Тем не менее он посетовал, что общественное мнение в Латвии меняется слишком медленно.
По мнению Ринкевичса, Латвия прошла большой путь с момента первых гей-парадов в Риге до Балтийского прайда нынешним летом.
"Если посмотреть то, как мы прошли дорогу где-то с 2005 года, когда у нас были первые гей-прайды в Риге, когда они охранялись полицией, там была очень жестокая реакция против, и то, что случилось в этом году в июне, когда проходил "Балтийский прайд", когда уже очень много людей приходили и уже практически каких-то выпадов против демонстрации не было", - пояснил министр.
Стране еще предстоит довольно много политических дебатов по поводу законодательной базы партнерства, считает Ринкевичс.
"Не все в парламенте это поддерживают. Большинство, я думаю, пока еще выступают против. Тем не менее медленно, но меняется и политическая риторика, а также более или менее настрой в обществе, и это тоже дает положительный импульс", - подчеркнул политик.