РИГА, 6 ноя - Sputnik. "На изображении памятная табличка, которая находится на Братском кладбище и не принадлежит славному латышскому воину. "Подполковник" Янис Цинис был заместителем народного комиссара внутренних дел Шустина Симона, который одобрил заключение о депортации 2479 семей", - сообщает подписчикам в своем Facebook представитель Национального объединения Райвис Зелтитс.
По словам Зелтитса, Цинис был настоящим коммунистом и чекистом, который организовал геноцид в Латвии. В 1958 году Цинис был похоронен в Латвии на Братском кладбище - на главном участке рядом с настоящими латышскими героями. "Он покоится на Братском кладбище, в то время как место захоронения его жертв часто неизвестно", — отмечает Зелтитс.
Звание "подполковник" является обманом, так как у него никогда не было такого служебного звания, полагает Зелтитс. "Это было так типично для власти Кремля — ложь и унижение, хороня своих преступников на оккупированном кладбище народных героев. И надежда на то, что культурные латыши это все стерпят, так как мертвые не могут возразить", — объясняет существование могилы представитель Нацобъединения.
После этого Райвис Зелтитс сообщает, что специально не поднимал эту тему до выборов, так как это очень чувствительный вопрос, который нельзя использовать в агитации. Но теперь время пришло — ведь это вопрос принципа.
"Братское кладбище — это святое для народа место. Разве те люди, которые ставят свечи воинам 11 ноября, могут в своих самых страшных снах представить, что свечи ставят и организаторам геноцида?" — негодует Зелтитс. А те, кто знает, оказывается, звонят Зелтитсу и просят прекратить это унижение латышей. Поэтому представитель Нацобъединения эту тему и решился поднять. Надо прекращать унижение святых мест, так как Латвия свободное государство, уверен автор поста.
К сожалению, иногда происходит иначе: восстанавливая надгробия, пятиконечную звезду коммуниста на могиле чекиста заменяют на крест, похожий на те, которые стоят у других воинов, сообщает Зелтитс. "Очень сомневаюсь, что чекист-убийца по каким-либо критериям считается христианином", — делает вывод автор.
Далее он объясняет, почему не видит другого решения, кроме как перезахоронения.
Поначалу в 1936 году у всех на табличках не было символа креста из уважения к разной вере воинов. Позже у захороненных коммунистов ставили пятиконечную звезду. Вот как несправедливо даже тогда было "обозначение территории", но по крайней мере было понятно, кто кем является.
Во-вторых, рядовых солдат, которые по ряду обстоятельств воевали под разной властью, не следует тревожить — пусть покоятся с Богом. Речь о преступниках. Или аргумент, что захороненных не надо сортировать и что прошло, то прошло, работает если, к примеру, на кладбище жертв Холокоста будет похоронен какой-нибудь нацистский преступник? В Израиле бы такое потерпели бы? Или где-нибудь еще в мире что-то такое терпели бы?" — возмущается Райвис Зелтитс.
В конце Зелтитс приходит к выводу, что выход только один — перезахоронить. "Чекист и коммунист не должен быть захоронен в святом для латышей месте, рядом с латышскими героями и надо его перезахоронить. А как думаете вы?" — резюмирует автор поста и призывает в комментариях своих читателей к дискуссии.
Отметим, что Братское кладбище было основано 15 октября 1915 года, когда на нем похоронили трех стрелков 1-го Усть-Двинского латышского стрелкового батальона, погибших 12 октября 1915 года в боях на Тирельских болотах.
На Братском кладбище похоронено около 2 тысяч воинов. Начиная с октября 1915 года здесь хоронили стрелков, павших в боях Первой мировой войны, после Февральской революции 1917 года захоронили солдат, расстрелянных за отказ сражаться в царской армии, а весной 1919 года — красных латышских стрелков, погибших в борьбе с контрреволюцией.
В годы независимости Латвии на Братском кладбище хоронили офицеров Латвийской армии. В 1958 году на Братском кладбище захоронили воинов, павших во Второй мировой войне, и бойцов партизанских бригад.