В гражданстве Латвии отказать: несогласие с властью выражайте в статусе негражданина

© Sputnik / Sergey Melkonov"Марш рассерженных родителей" в Риге в знак протеста против реформы в русских школах
Марш рассерженных родителей в Риге в знак протеста против реформы в русских школах - Sputnik Латвия
Подписаться
Как нужно думать, чтобы из негражданина Латвии превратиться в гражданина: процедура натурализации не будет иметь никакого значения, если ты нелоялен к власти

РИГА, 1 ноя — Sputnik, Андрей Солопенко. Статья 10 латвийского закона о гражданстве указывает, что лицо, по его просьбе, может быть принято в гражданство Латвии в порядке натурализации. Однако так ли это на самом деле, и могут ли все желающие, которые соответствуют требованиям данного закона, получить заветный паспорт, успешно пройдя процедуру натурализации?

Статья 11 поясняет, кто не имеет права на натурализацию. Претендовать на гражданство запрещено лицам, действовавшим после 13 января 1991 года против Латвийской Республики в составе КПСС, Интерфронте и некоторых других массовых оппозиционных организаций, а также осужденным к лишению свободы на срок более одного года за совершение умышленного преступления и сотрудникам КГБ или работникам служб безопасности других государств.

Паспорт негражданина Латвии - Sputnik Латвия
Неграждане Латвии, выходите в дверь: как НАТО и ЕС приоткрыли "окна натурализации"

Кроме того, гражданами Латвии не могут стать лица, распространявшие после 4 мая 1990 года идеи фашизма, шовинизма, национал-социализма, коммунизма, разжигавшие национальную, расовую ненависть или нетерпимость или действовавшие антиконституционными методами против независимости, демократического парламентского устройства или государственной власти Латвии, если это установлено приговором суда.

В статье 12 указано, что натурализоваться могут лица, прожившие в стране минимум пять лет, знающие латышский язык, основы латвийской Конституции, истории и культуры, текст государственного гимна, а также имеющие легальный источник доходов.

Но, что интересно, даже если человек успешно сдаст все экзамены, необходимые для натурализации, это не значит, что ему гарантировано получение латвийского гражданства. Вполне может быть, что в итоге его ему ничего не дадут. И подобная практика в Латвии имела место.

В гражданстве отказать

В ноябре 2004 года партия ЗаПЧЕЛ выдвинула кандидатом в мэры Риги на муниципальных выборах 2005 года политтехнолога, активиста Штаба защиты русских школ и помощника депутата Европарламента Татьяны Жданок Юрия Петропавловского. Правда, на момент выдвижения Петропавловский являлся негражданином Латвии. Но еще в декабре 2003 года он подал заявление на натурализацию, успешно сдал все экзамены и со дня на день ожидал предоставления ему латвийского гражданства.

Однако события стали развиваться по другому сценарию. Через несколько дней после своего официального выдвижения, решение о принятии Петропавловского в гражданство Латвии, подготовленное Управлением по делам гражданства и миграции Латвии (УДГМ) и подтвержденное Полицией безопасности, что он отвечает нормам закона о гражданстве, было отклонено правительством страны. Кабмин указал, что Петропавловский "нелоялен государству", а значит, не может быть гражданином.

Сам Петропавловский считает, что правящая элита его просто боялась, и признает, что предполагал такое развитие событий. Он рассказал, что с начала натурализации целый год его проверяли все возможные инстанции, в том числе и Служба госдоходов. 

"Тогда совершенно случайно моя декларация о доходах оказалась в числе проверяемых. И когда было решение о выдвижении меня в мэры Риги, Татьяна Жданок сказала, что теперь мне обязательно дадут гражданство, а я ответил, что теперь мне его обязательно не дадут. Моя попытка натурализации - это был тест на вшивость нашей элиты, который она не прошла", - пояснил Петропавловский.

Он также заметил, что экзамены для него не составили труда, поскольку он учился на латышском и это его второй язык, который не пришлось даже сдавать. Проблемой стала Рижская дума, которая попросту испугалась, что Петропавловский может ее возглавить.

"Меня очень многие боялись, ведь Рижская дума всегда была клондайком коррупции, из-за чего кабмин в страхе и под давлением латышской прессы, по предложению тогдашнего министра интеграции Нилса Муйжниекса, решил отказать мне в предоставлении гражданства", - поделился Петропавловский.

Нарушений нет

Естественно, он пытался оспорить это решение в суде. Однако все латвийские инстанции, в том числе и Сенат Верховного суда, посчитали, что решение правительства обжалованию не подлежит.

В поиске правды Петропавловский дошел до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который в 2008 году принял жалобу к рассмотрению, но через семь лет ее отклонил, не найдя никаких нарушений.

Ламберто Заньер — итальянский дипломат, бывший генеральный секретарь ОБСЕ - Sputnik Латвия
Заньер упрекнул Латвию: ситуация с негражданами еще хуже, чем в Эстонии

Аргументация ЕСПЧ заключалась в том, что демократическое государство имеет право требовать от лица, желающего получить гражданство, быть лояльным к государству, и в частности к конституционным принципам, на которых оно основано. Говоря о нарушении свободы слова, ЕСПЧ отметил, что истец, оставаясь негражданином, все равно мог выражать свое несогласие с политикой правительства с помощью уличных акций.

"Европейский суд по правам человека продемонстрировал, что суд – это орган политической власти и никаких политически независимых решений суды не выносят. Ведь, хотя суд и принял мое дело, но, когда оно наконец дошло до рассмотрения, председателем в Совете ЕС была Латвия. Естественно, я не ожидал, что решение суда будет каким-то другим, а не в пользу Латвии", – пояснил Петропавловский, подчеркнув, что иного решения суда и не ожидал.

Поправки "Осипова – Линдермана"

Однако если дело Петропавловского все же дошло до суда, то сейчас, после новой редакции закона о гражданстве, обжаловать отказ в суде вообще стало невозможно.

В статье 17, пункт 4, отмечено, что если человеку отказано в натурализации на основании информации, полученной в результате разведывательной или контрразведывательной деятельности, то это можно обжаловать у генерального прокурора, решение которого является окончательным.

А в Статье 17, пункт 5 сказано: "Решение о принятии в гражданство принимает Кабинет министров. Кабинет министров может принять решение об отказе принять в гражданство лицо, которое своим поведением или действиями создает угрозу безопасности Латвии или общественному порядку, демократическому конституционному устройству страны, независимости или территориальной целостности. Решение Кабинета министров обжалованию не подлежит".

Эти поправки были в 2013 году, именно в тот момент, когда заявление на натурализацию подал известный общественный активист Владимир Линдерман. По его словам, изначально его отказались допускать до экзамена, мотивируя тем, что он не прожил постоянно в Латвии пять лет.

Линдерман обжаловал это в Административном суде, который вынес решение в его пользу, указав, что Управление по делам гражданства и миграции Латвии (УДГМ) неправильно трактует закон о гражданстве.

"К тому времени, как я получил право идти на экзамен, были приняты поправки, не позволяющие обжаловать отказ в гражданстве в суде. Конечно, можно предполагать, что они были направлены против каких-то абстрактных людей, но мне-то ясно, что они приняты против меня в первую очередь. Похожая история случилась и с Евгением Осиповым, и мы в шутку между собой называли эти поправки поправками "Осипова – Линдермана", - рассказал Линдерман.

Нелояльным путь закрыт

По словам Линдермана, он даже и не пошел на экзамен, понимая, что ему выставлена стена и гражданства он не получит.

Европейский парламент - Sputnik Латвия
Линдерман: в ЕП обратили внимание на государственную русофобию в Латвии

"Меня интересовал результат, я хотел получить гражданство, чтобы принять участие в политике, а не сделать пиар на том, как мне его не дали. Если бы можно было обжаловать это решение в суде, то я бы попытался. Все же в латвийских судах есть шанс выиграть, как я лично убедился. А если писать жалобу генпрокурору, то тут ответ ясен", – отметил он.

Также, по мнению Линдермана, эти поправки приняты для того, чтобы дать возможность спецслужбам, а не суду решать, кто может получить гражданство. Он отмечает, что сейчас фактически закон выстроен так, что мнение спецслужб становится решающим. Линдерман считает, что все это сделано для того, чтобы не пустить "нелояльных" в круг граждан.

"Я уверен, что нынешних неграждан, засветившихся в Штабе защиты русских школ или попавших в ежегодные доклады Полиции безопасности, до гражданства не допустят", – резюмировал активист.

Похожего мнения придерживается и Петропавловский, указавший, что по нынешнему закону кабмин может отказать в гражданстве всем, кому сочтет нужным, не доводя дело до судебного процесса, как это было в его случае. Так что активно критикующим правительство негражданам следует иметь в виду, что при прохождении процедуры натурализации у них могут появиться проблемы.

Лента новостей
0