РИГА, 1 ноя — Sputnik. Эстония планирует создать свой СПГ-терминал - в Палдиски, Таллиннский порт и предприятие Alexela Invest подписали протокол о намерениях для оценки возможности реализации проекта. Сам договор планируется заключить в 2020 году, сообщает ERR.
Согласно протоколу, роли в реализации проекта будут распределяться следующим образом: Alexela обеспечит работы непосредственно по сооружению терминала, предполагается, что компания будет им и управлять; Таллинский порт возьмет на себя обеспечение работы портовой инфраструктуры и ее развитие.
Стороны после подписания протокола намерены выработать оптимальное решения для терминала, приема танкеров и бункеров СПГ, а также необходимых для закачки и перегрузки СПГ портовых инфраструктур в Палдиски у залива Лахепере на полуострове Пакри.
Реализуя собственный проект строительства СПГ-терминала, Эстония рассчитывает стать важным звеном в обеспечении поставок газа в регионе Балтики.
"СПГ-терминал в Палдиски будет иметь международное значение, это предоставит с 2020 года альтернативу запуску единого трубопровода Финляндия-Эстония-Латвия, заложит предпосылки свободной конкуренции и запуску Balticconnector", - заявил председатель правления Alexela Invest Март Хяэль.
В свою очередь председатель правления Таллинского порта Валдо Калм заявил, что порт заинтересован в строительстве СПГ-терминала, поскольку это позволит заправлять морские суда, которые заходят в Таллин, экологически более чистым топливом.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что в Риге также планируется строительство терминала сжиженного природного газа, проект планируется запустить уже весной 2019 года. Однако мощность терминала будет совсем небольшой - 20 тысяч кубометров. Предприятие Kundziņsalas dienvidu projekts планирует построить терминал примерно за два года.
По словам председателя правления этой фирмы Дмитрия Артюшина, главная цель строительства терминала - обеспечить сжиженным газом сателлитные регазификационные станции Латвии, Эстонии и Литвы. На сателлитных станциях находятся криогенные цистерны с регазификаторами и регуляторами параметров газа. Такие станции можно построить там, куда нельзя довести трубопровод.
Также в терминале будет предусмотрена возможность бункеровки (заправки газом тех судов, которые используют его как топливо).
На сегодня из стран Балтии только у Литвы есть терминал СПГ - Independence, мощность которого составляет 4 миллиарда кубометров газа (после регазификации) в год. Судно было арендовано ради снижения доли закупки газа в РФ и достижения цели "энергетической независимости".
За аренду судна-газохранилища контролируемое государством предприятие Klaipedos nafta платит ежегодно примерно по 60 миллионов евро. Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось.
После этого Литва предложила Латвии и Эстонии заключить соглашение, охватывающее объекты во всех трех странах — плавучий терминал СПГ в Клайпеде, будущий эстонский терминал для перевалки сжиженного газа и газохранилище в Инчукалнсе, — и совместно добиваться финансирования от Евросоюза.
Однако в конце лета 2017 года правительство Латвии решило запросить дополнительные данные по соглашению, что в Литве расценили как негативную реакцию и затягивание процесса. Советник премьера Литвы по внешней политике Дейвидас Матуленис после этого заявил, что Литва попробует договориться только с Эстонией по соглашению об общем рынке СПГ. Однако эстонский премьер Юри Ратас еще в июне заявлял, что арендованный Литвой для порта Клайпеда плавучий терминал — это "быстрое решение", которое было принято для диверсификации поставок газа, и напомнил, что согласно заказанному Еврокомиссией исследованию наилучшим местом расположения регионального терминала СПГ является побережье Финского залива. Финляндия отказалась от его строительства, поэтому альтернативой является эстонский Палдиски.
В итоге ни Латвия, ни Литва, ни Эстония не получили денег от Евросоюза на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ.