РИГА, 25 окт — Sputnik. В латвийском бизнесе деньги "левые", а потому он трусливый. Те, кто в свое время взял капитал, боятся прихода тех, кто может его перераспределить, поэтому бизнес не может быть двигателем "перестройки" Сейма и смены курса страны. Так же считают чиновники и пенсионеры. В этой ситуации кризис неизбежен, полагает бизнесмен и публицист Игорь Мейя.
Бизнес боится, Сейм выбирают чиновники и пенсионеры
По мнению Мейи, бизнес в Латвии не может привести в Сейм политиков, работающих на развитие государства, поскольку не заинтересован в этом. Он отметил, что если на Западе бизнес-отношения складывались годами, то в Латвии они зародились только с распадом СССР, и деньги там в основном "левые".
"Не совсем криминально-уголовные, но и не полностью чистые, а такие деньги всегда трусливые", - заявил экономист в интервью Press.lv.
Те, кто в свое время взяли капиталы, боятся прихода тех, кто эти капиталы может попытаться переделить, поэтому они тормозят приход в политику умных и толковых людей, которые будут вести себя независимо, считает Мейя.
"Сама система выталкивает других. От этого и трусость бизнес-среды: как они, допустим, будут критиковать местные власти, если связаны с ними делами", - отмечает публицист.
В свою очередь политическая система не хочет объединения бизнеса, не хочет, чтобы он мог стать силой, способной лоббировать свои интересы.
"На словах одно, а на деле делают все, чтобы бизнесмены не стали независимыми. Чтоб все были управляемыми. Вот так это все связано вместе", - говорит Мейя.
Поэтому бизнес не может коренным образом поменять систему, основной выбор делают пенсионеры и чиновники. Этим объясняется то, что в результате прошедших выборов в Сейм попали, по сути, те же самые силы. "Та же коалиция вырисовывается, только с новым названием", - отметил Мейя.
Кризис неизбежен
Парламентская республика в нынешней ситуации не может предотвратить грядущий кризис, считает экономист. По его мнению, перемены в Латвии могут начаться только когда будет достигнута некая критическая масса, которая сокрушит систему.
"В Латвии, я считаю, ситуация начнет меняться, когда на карточки полицейских, учителей, врачей, военных перестанут поступать те суммы, которые они привыкли получать. Когда работники сервисных служб поймут, что это не шутки", - говорит Мейя.
Даже представителям титульной нации, которые в Латвии в подавляющем большинстве занимают "теплые места", существующая система не гарантирует, что они и дальше будут оставаться теплыми. В Латвии такую модель с этнической элитой, как в ОАЭ, где принцы и принцессы по праву этнического происхождения сразу становятся руководителями ключевых государственных постов, построить невозможно, подчеркивает Мейя.
"В Эмиратах была нефть. У Латвии нет такого бесконечного ресурса. Наш ресурс - это кредитные деньги, которые нам дают в долг",- отмечает экономист.
Поднять экономику, остальное приложится
Пока в Сейме Латвии собираются "люди с непонятной квалификацией", ждать чудес в экономике не приходится. Но если система будет сломлена и в политику придут новые люди, которые смогут наметить программу, обсудить ее с обществом, убрать весь этнический бред, все может заработать, считает Мейя. А если заработает экономика – то все остальное приложится.
Сегодня разделение русскоязычных и латышей на два лагеря, этот искусственно созданный этнический раскол намеренно поддерживается правящими, считает Мейя.
"Если мы сойдемся вместе и начнем задавать вопросы по делу – это опасно. И этого они боятся. Создать прецедент в современной латвийской политике очень опасно", - объясняет он.
Кроме того, этот раскол банально помогает зарабатывать, считает экономист.
"Взять миллион человек, где каждому недоплачивают по 50 евро в месяц - это реальных 50 миллионов. Это реальные деньги, которые кто-то положит себе в карман, пока мы будем ругаться друг с другом", - поясняет он свою точку зрения.
Он отметил, что если каждый человек на своем индивидуальном уровне не перестанет поливать масла в этот огонь, перспектива для Латвии – стать страной-призраком.