РИГА, 24 окт — Sputnik. Существующая налоговая политика в Латвии создает преимущества отрасли международных перевозок перед сферой региональных перевозок пассажиров, поэтому молодежь все реже выбирает профессию водителя автобусов, пишет газета Dienas Bizness.
Разный размер налогов ставит часть предприятий, работающих в отрасли пассажироперевозок, в неравную ситуацию с компаниями международных грузоперевозок, они оказываются просто неконкурентоспособными, заявил изданию председатель правления SIA B-Bus Виталий Комар.
"Люди идут работать в сферу международных грузоперевозок, потому что зарплаты там выше, а обеспечивается это за счет налогов", - сказал Комар.
Он пояснил, не только в Латвии, но и во всей Восточной Европе шоферы получают больше денег в виде суточных, в то время как в западных странах основная доля заработка, - это непосредственно зарплата.
"Например, в Люксембурге у водителей международных перевозок зарплата составляет 90%, командировочные или суточные — 10%. В Латвии доля зарплаты составляет 41%, в Литве - 36%, остальное — суточные", — рассказал Комар.
По расчетам компании B-Bus, латвийский водитель автобуса в месяц получает в среднем 893 евро, а водители фур — 1417 евро.
Еще один фактор, который мешает отрасли пассажироперевозок привлечь на работу достаточно водителей, — это необходимость получать права категории D.
"Чтобы получить права водителя автобуса, сначала нужно иметь категорию водителя грузового автомобиля. В этой ситуации водители делают выбор в пользу фур, не тратя времени и денег на получение прав категории D", — пояснил Комар.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что на нехватку водителей жалуются и транспортные компании в сфере грузоперевозок. Тяжелая работа, необходимость спать в машине и зачастую обедать там же, невысокие зарплаты и риск нападений делают профессию дальнобойщика все менее популярной. По словам президента ассоциации Latvijas auto Валдиса Трезиньша, средний возраст дальнобойщиков в Латвии постоянно повышается, в возрасте до 30 лет работает только 7-8% водителей. Чаще всего дальнобойщики — это люди 50—55 лет.
"Наши водители стареют. Есть отдельные компании, в которых машины уже начали простаивать из-за нехватки шоферов. Если политики не примут позитивное решение в отношении приема на работу работников третьих стран, мы не сможем развиваться и, скорее всего, начнем уменьшать объемы бизнеса", — предупреждал Трезиньш.
В этой ситуации представители транспортных компаний выступают за упрощение ввоза работников из-за рубежа. В настоящее время работодатели обязаны устанавливать для них зарплату не менее среднего уровня по стране, на сегодняшний момент это более тысячи евро до уплаты налогов.
Совет по портам, транзиту и логистике предлагает ослабить требования и для водителей грузовых фур включить в эту сумму командировочные. Если в указанную тысячу евро работодатели включат командировочные – а они на практике могут составлять большую долю зарплаты, — то можно будет привлечь больше водителей-иностранцев, поясняют в отрасли.