РИГА, 3 окт – Sputnik. Литовская писательница Рута Ванагайте, автор книги о роли литовцев в Холокосте, опубликовала письмо к "убитому безымянному еврею", пишет Sputnik Литва.
В прошлом год вокруг Ванагайте разгорелся скандал: в своей книге "Наши" она написала, в частности, о том, что командир "лесных братьев" Адольфас Раманаускас (Ванагас), которого в Литве считают "национальным героем", участвовал в истреблении евреев во время Второй мировой войны. После этого издательство Alma littera начало изымать из продажи книги Ванагайте и прекратило сотрудничество с ней, а сама писательница подверглась нападкам со стороны общественности. Однако Европейский еврейский конгресс выступил с поддержкой Ванагайте.
"Дорогой убитый безымянный еврей, лежащий в яме на телах других убитых. Я часто думаю о тебе. Думала, когда писала книгу, думала теперь, когда в Литве отмечался День памяти жертв Холокоста, зачитывались имена жертв и за тебя молился сам Папа Римский", — пишет Ванагайте на своей странице в Facebook.
Писательница приводит слова из интервью одного из солдат Национального трудового охранного батальона, участвовавшего в истреблении евреев. Он рассказал, как проходили расстрелы, как уничтожали целые семьи, и о том, что в первую очередь убивали родителей на глазах у детей. "Мы не звери какие-нибудь, чтобы на глазах у отца стрелять в ребенка", — объяснил он.
"Так что не были зверьми наши литовские еврееубийцы. Они люди. Работа у них была такая", — иронизирует Ванагайте.
Писательница возмущается трактовкой историков Центра геноцида, которые пишут, что некоторых солдат литовского батальона "удалось вовлечь в убийство евреев". В их числе был и Йонас Норейка, памятная доска которому висит на фасаде Библиотеки Академии наук Литвы. В этом году внучка Норейки, американская журналистка Сильвия Фоти, обвинила Литву в сокрытии военных преступлений своего деда, который, как она пишет, санкционировал убийства более десяти тысяч литовских евреев.
По данным Еврейской общины Литвы, в 1941 году Норейка, участник националистической организации "Литовский фронт активистов", стал главой Шяуляйского уезда. Он приказал поместить всех евреев региона в гетто и отобрать у них имущество. Позднее в этом гетто были убиты тысячи людей.
"Порядок был хороший. Немецкий. Такому нетрудно подчиниться, тем более что гражданской администрации Литвы было разрешено распределять имущество евреев: после того, как часть отдана немцам, забирать его не только для своих нужд, но и для нужд жителей города, уезда или волости. Словом, можно было проводить справедливую социальную политику. Евреи ведь разбогатели, угнетая литовцев, не так ли? Так писал сам Йонас Норейка в своем произведении "Подними голову, литовец", — подчеркивает Ванагайте.
Ванагайте напоминает, что не только Норейка, но и лидер "Фронта активистов Литвы" Казис Шкирпа считал, что для республики "будет лучше, когда в ней не останется евреев", и активно поддерживал планы фашистов, которые без помощи литовских националистов и коллаборационистов не смогли бы совершить такие злодейства.
"Когда после полутора лет работы Йонаса Норейки, в феврале 1943 года литовской администрации было велено мобилизовать 30 тысяч мужчин в подразделения СС — а вот тут уже нет! Литва запротестовала. Йонас Норейка, смелый мужчина и патриот Литвы, как и многие другие его коллеги, отказался проводить мобилизацию. И мобилизация провалилась, потому что без помощи литовской администрации и полиции нацисты ничего сделать не могли: в Литве у них было всего-то несколько сотен своих людей, своих полицаев", — пишет она.
Ванагайте напомнила, что так называемым героям до сих пор стоят памятники в Литве: мемориальная табличка Йонасу Норейке на Библиотеке Академии наук, памятник "партизану" Юозасу Крикштапонису в Укмерге, аллея Шкирпы возле горы Гедиминаса в центре Вильнюса.
"Ты, расстрелянный литовский еврей, лежащий в одной яме с тысячей других евреев, подожди еще немного. Еще не пришло время нам, литовцам, сносить памятники и срывать мемориальные доски. Всего только 75 лет прошло после твоей гибели. Подожди еще лет двадцать. Крепко держи в своих объятиях кости своего ребенка. Ведь тебе повезло: ты не видел, как он умирал. Мы, литовцы, не звери", — заключила писательница.