На стыке традиций: почему день Микелиса это не Умуркумур

© Sputnik / Sergey MelkonovВ центре площади восседал хозяин урожая
В центре площади восседал хозяин урожая - Sputnik Латвия
Подписаться
В последнюю субботу сентября в Латвии отмечают праздник урожая. На ярмарке в Риге фермеры радуют покупателей разнообразными сельскими дарами, а ремесленники удивляют интересными изделиями, изготовленными вручную

РИГА, 30 сен — Sputnik, Владимир Дорофеев. Мало кто помнит, что раньше осенью праздновали другой праздник - Умуркумур. Сейчас он практически исчез с городских улиц, полностью уступив дню Микелиса. 

В чем разница этих праздников? Микельдиена - праздник сельский. После сбора урожая крестьяне устраивали в деревнях и маленьких городках ярмарки, продавая там кто чем богат. На этих праздниках урожая всегда можно было увидеть самые необыкновенные крестьянские изделия, самое причудливое сельское рукоделие и большое разнообразие продуктов.

© Sputnik / Sergey MelkonovЯрмарка на Домской площади
На стыке традиций: почему день Микелиса это не Умуркумур - Sputnik Латвия
Ярмарка на Домской площади

Традиции Умуркумура – иные. Этот праздник возник в XVII веке в период опустошительной польско-шведской войны, когда монархи династии Васа, боролись за свою власть на окрестных землях. Католик Сигизмунд III объединил под своей властью Польшу, Литву, Ливонские земли, и Швецию. Но власть над лютеранской Швецией перешла его двоюродному брату Густаву Адольфу. Конфликт между державами полыхал более столетия.  Особенности войн того времени, точнее фуражирования войск, состояли в том, что войска кормили себя сами. Естественно, за счет местного населения. И шведы, и поляки были сильны, бескомпромиссны и … прожорливы. Хуже всего было то, что ни одна сторона не имела явного перевеса, и земли тпереходили из одних рук в другие по несколько раз. И те, и другие хотели есть. И те, и другие питались за счет местных, доводя латышей до нищеты и гибели. К примеру, в окрестностях Сигулды, после окончательной победы Швеции, в живых осталось только пять семей.

Как выжить среди войны

Рига в те времена представляла собой неприступную крепость. В XVI веке она покорилась Польше. В XVII веке – Швеции. Но не сразу и не без выгоды для себя. Дело в том, что разрушить рижские стены и башни не удалось ни одному, ни другому войску. Хотя, в разные времена попытки предпринимались не единожды. Полякам Рига сдалась после того, как Польша завоевала все ливонские земли, и польский король Стефан Баторий предложил простой выбор – либо торговый город Рига оказывается в полной торговой блокаде, либо она принимает власть Польши и начинает платить налоги польскому королю. После присоединения к Польше стены города укрепили. Рижская валюта, введенная еще в XIII веке, была сохранена, равно как и своя система мер и весов. Любой товар, проходящий через рижский порт мало того, что мог быть продан или куплен только на рижские альбертовские талеры, так перед этим еще и взвешен и отмерен исключительно в рижских величинах. И не бесплатно.

© Sputnik / Sergey MelkonovЯрмарка на Домской площади
На стыке традиций: почему день Микелиса это не Умуркумур - Sputnik Латвия
Ярмарка на Домской площади

Шведам Рига покорилась в XVII веке после длительной осады. Густав Адольф "Лев Севера" позвал рижских бургомистров на переговоры и продемонстрировал им подкоп под стены, в котором были установлены бочки с порохом. Возразить было нечем? и Рига капитулировала. Заинтересованный в развитии региона и сохранении крепости, но под своей властью, Густав Адольф ограбил не купцов, а дворян и Домский капитул, лишив их многих привилегий. Для купцов же шведский монарх предложил лучшие условия и снижение налогов. Права немецкого населения и право использования немецкого языка как основного, валюта и система мер и весов остались в неприкосновенности. Город сохранил статус самого богатого города Балтики и стал вторым коронным городом шведского королевства. Впрочем, и вхождение в Российскую Империю Рига пережила без захвата городских укреплений, без грабежа местных и с сохранением всех прав.

Праздник благотворительности

Но не всем повезло в польско-шведскую войну так, как рижанам. Да и в Риге повезло только тем, кто жили в городе-крепости. Те же, кто жили в деревянных домах городского предместья, остались без крова. Рижане, сохранившие в гибельной войне жизнь, права и кошелек, с сочувствием смотрели на обездоленных бедняков. Многие из ограбленных подались в разбойники и вскоре были повешены. Другие целыми днями околачивались у городских стен, выпрашивая милостыню. И тогда рижан стали устраивать благотворительную ярмарку Умуркумур или яблочный базар.

Яблок здесь всегда было много. Фруктовые сады рижан за крепостной стеной, хоть и разграбленные солдатами во время осады, не были сожжены и на следующий год дали хороший урожай. И богатые горожане устроили благотворительный базар, на котором погорельцам яблоки раздавали бесплатно, а часть прибыли от проданного шла на благие цели: селянам на обустройство ферм и хуторов.

© Sputnik / Sergey MelkonovЯрмарка на Домской площади
На стыке традиций: почему день Микелиса это не Умуркумур - Sputnik Латвия
Ярмарка на Домской площади

Идея благотворительных ярмарок на несколько сотен лет вошла в городские традиции. Надо признать, что богатые купцы и искусные городские ремесленники мало зависели от урожая. Для купцов (самых богатых на Балтике) были важны русско-немецкие торговые связи, для ремесленников - богатые клиенты на побережье Балтийского и Северного моря. Сегодня это звучит как сказка, но в XVI-XIX веках, например, рижские кузнецы считались непревзойденными мастерами флюгеров, их разнообразные изделия были выполнены столь мастерски, что долгие годы крутились на городских шпилях многих домов побережья Балтийского и Северного морей. Были востребованы и рижские ключники, изготавливавшие замки, ценившиеся по всей Европе. Сбор фруктов не был в те времена основным источником дохода и яблоками можно было поделится с бедными местными крестьянами.

Без благотворительности

С городских улиц Умуркумур пропал после 40-х годов прошлого века. Сначала в 1939 году были высланы немцы. Потом была война, и благотворительные акции если и существовали, то массовый характер не носили. А после, в советский период, благотворительность и вовсе потеряла смысл. Все было общее, любой урожай распределялся, исходя из принципов социальной справедливости.

После обретения Латвией независимости у Рижской думы возникла идея возродить старинные праздники. И в том числе Умуркумур. Но, к сожалению, в современных реалиях старинный благотворительный рижский праздник  не выжил.  

Лента новостей
0