РИГА, 21 сен — Sputnik, Михаил Губин. День двадцать четвертого сентября в Латвии объявлен выходным в честь визита Папы Римского. Впервые в этом веке к нам 24 сентября прибудет глава католической церкви, верховный правитель Святого престола Его Святейшество Франциск.
К этой встрече верующие латвийцы связали Папе Римскому 118 пар узорчатых носков и 10 пар рукавиц. Но подарят не все, часть отправят на Украину.
Дополнительный выходной день, по расчетам министерства экономики, обойдется бюджету в восемь миллионов евро. Правительство постановило выделить на обеспечение визита 806 тысяч евро министерству юстиции, из этой суммы 364,8 тысячи евро будет израсходовано на реконструкцию Аглонской базилики.
Министерству обороны, которое вместе с Земессардзе будет обеспечивать безопасность и порядок во время визита, выделено 22,5 тысячи евро, 60 тысяч евро предназначено министерству внутренних дел на организацию дорожного движения и охрану, которую обеспечит Госполиция. На аренду контейнеров для мусора и передвижных общественных туалетов — 135 тысяч евро, министерству здравоохранения на обеспечение и координацию неотложной медицинской помощи — 15 тысяч евро. Министерство сообщения на обеспечение телевизионных трансляций и организацию дополнительных поездов и автобусов получило 49 тысяч евро. Канцелярии президента на организацию пресс-центров в Аглоне и Доме конгрессов, обеспечение вертолетов и транспорта дали 158 тысяч евро.
Рижская дума выделила 232 232 евро на ремонт католических храмов св. Марии Магдалены и св. Екаба, на форму волонтеров (пять тысяч евро), оборудование Домской площади и прочих мест большими экранами и так далее.
Папа Римский Франциск прибудет на самолете airBaltic, а по Риге будет перемещаться на "папамобиле" с пуленепробиваемым стеклом. Понтифик будет участвовать в экуменическом богослужении в Домском соборе, а также проведет мессу в Аглонской базилике, куда отправится на вертолете.
Разработан логотип мероприятия. В общем, праздник обещает быть всенародным.
Опасные связи
Но в то же самое время к столетию латвийской государственности на экраны вышел художественный фильм "Кольцо Намейса", где глава католиков представлен в наихудшем виде – он злодей, безжалостный убийца, хитрый интриган, не останавливающийся ни перед чем в попытках поработить гордые прибалтийские народы. Какого именно Папу изображает замечательный актер Артурс Скрастыньш, из фильма неясно. Но скорее всего, это Григорий IX, который одобрил Северные крестовые походы Тевтонского ордена – как раз и было крещение прибалтийских языческих народов.
Так что латыши хотя и приветствуют Папу, но одновременно с гордостью подчеркивают, что их предки древние земгалы были "последними язычниками Европы". А христиане покоряли их огнем и мечом.
Именно папские крестоносцы основали Ригу, а в 1215 году Папа Иннокентий III провозгласил Ливонию владением Святого престола. Так что связи тут самые что ни на есть исторические.
С обретением Латвией независимости в 1918 году она сразу попала в поле зрения Ватикана. Здесь сложно переоценить деятельность Папы Пия XI. Еще будучи епископом, Аброджио Дамиано Акилле Ратти в 1920 году посетил Латвию и ознакомился с жизнью местных католиков, которые тогда были в ведении польского епископата. А также провел переговоры с латвийским правительством о возможности заключения конкордата – договора со Святым престолом. А уже когда в феврале 1922 года стал Папой Римским, то не только основал государство Ватикан, но и занялся активной дипломатией – всего заключил 18 конкордатов с разными странами.
В Латвии такой договор, утвержденный Учредительным Собранием 19 июля 1922 года, вызвал многочисленные скандалы уже во время его обсуждения. Конкордат был заключен на три года и продлевался автоматически, если стороны не отказывались от этого заранее.
Третьего ноября 1922 года в Риге состоялся обмен ратификационными грамотами конкордата между Ватиканом и Латвией. Документы были подписаны кардиналом Пьетро Гаспарри и Херманисом Албатсом, заместителем министра иностранных дел Латвийской Республики. Ратификационная формула была подписана Папой Пием XI, который, как сообщалось, с большой сердечностью высказался о проведенном им в Риге времени и передал Латвии свое благословение. Это, наверное, было первое папское благословение латвийского народа.
В знак симпатии к проживающим в Латвии католикам Папа пожаловал латвийскому епископу Язепсу Ранцансу титул прелата. Кроме того, латышская пресса сообщала, что министр иностранных дел Зигфридс Мейеровицс получил от Папы графский титул, и с тех пор называла его граф Зигфрид.
Договор с Ватиканом был подписан, но, как тогда сообщалось, "по вопросу о смешанных браках между католиками и приверженцами других вероисповеданий соглашения пока еще не достигнуто".
Горе православным
Но это было еще не самой большой проблемой. Седьмой параграф конкордата гласил, что Латвия обязана передать на нужды католиков церковь, признанную архиепископом соответствующей их нуждам. Была передана лютеранская церковь Св. Екаба. Согласно конкордату все то, что было передано католикам, переходило в их вечное владение даже тогда, когда срок договора истекал.
Ущерб был нанесен и православным. На их храмы условия вечного владения не распространялись, что поставило православных верующих в неравное положение. Кроме того, конкордат требовал от латвийского государства ежегодно крупных средств, которые брались в том числе и из карманов представителей других вероисповеданий. Католической церкви были переданы рижский православный Алексеевский монастырь и Илукстский женский монастырь со всем имуществом. Конкордат гарантировал католикам возможность иметь конфессиональные учебные заведения, а у православной церкви множество таких заведений было отнято.
Католикам была отдана и резиденция православного архиерея в столице. В знак протеста архиепископ Иоанн Поммер первые годы своего архиерейства в Риге жил в подвале кафедрального собора.
Но с политической точки зрения это был успех — в том числе латвийской дипломатии. Святой престол не только признал Латвийскую Республику, но и направил в Ригу папского нунция – первого в истории иностранного дипломата в ранге посла в Латвии. Это был Антонио Цехини, который обосновался в Риге в 1925 году, а полноценным послом стал 29 января 1929 года. Он был главой дипломатического корпуса до своей смерти в 1935 году в Риге, где и похоронен на кладбище Микеля.
Папа приехал
В 1940 году дипломатические отношения между Латвией и Ватиканом были прерваны, а восстановлены в 1991 году. В декларации, подписанной министром иностранных дел Янисом Юркансом и посланником Святого престола, архиепископом Аудрисом Йозесом Башкисом, подчеркивалось, что "дипломатические отношения, которые были варварски прерваны 5 августа 1940 года, восстанавливаются с этого дня, 1 октября 1991 года".
Вершиной этих отношений, без сомнений, стал визит в Латвию 8 сентября 1993 года Папы Римского Иоанна Павла II.
"Уже давно я просил у Бога милости посетить страны Балтии, и сегодня, неся мирное приветствие всем жителям Латвии, я могу выразить свое уважение и вашей земле, которая находится в центре этого региона Европы", — сказал он в аэропорту.
Иоанн Павел II пробыл в Латвии два дня, провел богослужение в церкви Св. Екаба, встречался с народом в Латвийском университете, в рижском Домском соборе, в Межапарке и Аглоне. На реставрацию которой сам дал сто тысяч долларов.
А еще Папа освятил знамя Службы безопасности Сейма и благословил президента Латвии.
Иоанн Павел II как борец с коммунизмом в Восточной Европе много сделал для латышей, еще в 80-х годах обращаясь к ним на латышском языке.
Пятого января 1983 года Папа Римский объявил кардиналом латвийского епископа Юлиана Вайводса – первого латыша. А 28 января 2001 года Иоанн Павел II сообщил, что в 1998 году он тайно объявил кардиналом Рижского архиепископа Яниса Пуятса. Кроме того, Папа впервые от имени католической церкви извинился за несправедливости, нанесенные балтийским народам в ходе христианизации в XIII веке.
В 1990 году 28 октября Папа встретился с Итой Козакевичей, депутатом Верховного Совета ЛР, активисткой Народного фронта, председателем Союза поляков Латвии. По неожиданному совпадению в тот же день Козакевича утонула в Тирренском море. Ее именем названа польская школа в Риге.
К первому приезду понтифика в Латвию местная интеллигенция подготовила политическое послание "Латыши миру". В нем говорилось о том, что "в результате сорока лет осознанной и навязанной русификации" в Латвию "понаехали" восемьсот тысяч жителей России.
"Мы хорошо понимаем, что нашему народу и его государству судьбой предписано еще стать небывалого размера лабораторией, в которой доказывается возможность жить в мире народам с совершенно разными религиозными и культурными традициями. А нарушить права коренного народа означало бы разрушить такую лабораторию", – уверяли глава Общества латышских стрелков Вилис Круминьш, академик Янис Страдиньш, художники Джемма Скулме и Аусеклис Баушкениекс, историк Хенрикс Стродс и другие уважаемые люди.
Из текста можно сделать вывод, что русские как бы даже и не христиане, настолько у них другие религиозные и культурные традиции. Впрочем, ватиканский гость ничего по этому поводу не говорил.
И после Папа Римский Иоанн Павел II вспоминал визит в Латвию. А 25 октября 2002 года, встретившись в Ватикане с премьер-министром Латвии Андрисом Берзиньшем, благословил народ Латвии и латвийское государство.
Тридцатого июня 2005 года президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга встретилась в Ватикане с Папой Римским Бенедиктом XVI, который тоже передал латышскому народу свое благословение.
"Укрепляя творческий дух и культивируя данные Богом дары, уважая человеческую жизнь и достоинство, способствуя духовным ценностям открытого гуманизма, Латвия определенно станет примером развития", — отметил Бенедикт XVI в своем послании.
Папа Римский остается для многих латвийцев непререкаемым моральным авторитетом. Известен случай, когда в августе 2005 года руководитель партии "Новые демократы" Марис Гулбис обещал направить письмо Папе Римскому Бенедикту XVI с просьбой дать оценку деятельности лидера Латвийской первой партии Айнарса Шлесерса, который, по его мнению, использовал христианские ценности в политике и для реализации своих бизнес-интересов. Как заявил в ответ сам Шлесерс, человеку, который оставил жену с четырьмя детьми и нарушил данное в церкви перед выборами обещание, выйдя из партии, не следовало бы рассуждать на темы христианской морали.
Бенедикт XVI получал многократные предложения посетить Латвию, но так и не собрался. А 21 сентября 2014 года в рамках официального визита в Ватикан президент Латвии Андрис Берзиньш передал Папе Римскому Франциску и госсекретарю и премьеру Ватикана кардиналу Пьетро Паролину приглашение посетить Латвию. Вот они и приезжают.
В ожидании чуда
В принципе, латышским католикам для полного счастья теперь не хватает лишь одного – собственного святого. Разговоры об этом ведутся давно.
В 2004 году 21 декабря официальным декретом понтифика Иоанна Павла II латвийский епископ Болеслав Слосканс был объявлен почитаемым как исповедник веры на основе решения богословской комиссии, рассматривавшей биографию епископа.
Это значит, что церковь считает жизнь Болеслава Слосканса выдающейся и достойной подражания. Сообщалось, что это первый этап на пути епископа Слосканса к официальному признанию его святым.
Епископ Слосканс, известный высказыванием "Латышский народ будет существовать только в качестве верующего народа с высокой моралью, какой она была у нашего народа на протяжении сотен лет", стал священником в январе 1917 года в Петербурге.
Указом Папы Пия XI 10 мая 1926 года в Москве тайный епископ Д'Эрбиньи тайно посвятил Слосканса в сан епископа и назначил его апостольским администратором Могилева и Минска. В сентябре 1927 года Слосканса сослали на Соловки, а позже — в Сибирь. В январе 1933 года правительство Латвии обменяло его на советского агента на пограничном пункте Индра. Он был профессором в Рижской духовной семинарии, преподавал на теологическом факультете Латвийского университета. Во время Второй мировой войны был арестован гестапо и отправлен в Германию в лагерь для военнопленных в Шнайдемюле, откуда освобожден после вмешательства немецких епископов. С 1946 года жил в Бельгии, где скончался 18 апреля 1981 года, а 10 октября 1993 года его останки были перевезены в Аглонскую базилику.
Жизнь мученика и подвижника налицо. Однако окончательно человека причисляют к лику блаженных (беатификация) в том случае, если благодаря молитвам или деяниям произошло чудо. А для канонизации необходимо второе чудо. В данном случае чуда не произошло — пока.
Но, возможно, произойдет во время визита Папы Римского.