Агитация партии "Согласие" в рижском микрорайоне Зиепниеккалнс больше напоминала пикник соратников, а не встречу с избирателями.
Советы и предвыборные обещания раздавались в изобилии, прямо как печеньки на Майдане. Но то ли председатель партии и мэр Риги Нил Ушаков был не готов к вопросам не по сценарию, то ли произошел какой-то сбой в программе, мирную атмосферу нарушила весьма не дружественная дискуссия между Ушаковым и активистом Штаба защиты русских школ Дмитрием Прокопенко.
И вышло так, что это русские, которые пытаются отстаивать свои поруганные права и теперь уже открыто выражают свое недовольство, желая, чтобы их услышали, и бьются за будущее своих детей, стали в Латвии рьяными националистами. А весь их "национализм по-ушаковски" заключается лишь в одном — в стойком и уж точно правовом желании сохранить свои семейные, национальные и этнические корни.
Новый "еврорусский"
Полагаю, что перед нами типичный образчик нового "еврорусского" по Маккейну: без привязки к Родине и, скорее всего, к совести, ведь именно благодаря русским голосам этот человек стал тем, кем он является сейчас. Это сбой в программе. Новый дивный мир может порождать и новые человеческие "ценности". Страх того, что карточный домик в любой момент может рухнуть, заставляет политиков все меньше обдумывать свои слова.
Ушаков сказал: "Мы обратились в Конституционный суд, чтобы не кричать на улице и не заниматься там цирком… Мы выступаем за конкретные дела, а не за балаган…" О каких делах говорит градоначальник? Возможно, он имеет в виду обязанности по благоустройству города, которыми занята Рижская дума? Что же могут означать слова Ушакова на самом деле?
Это высказывание, на мой взгляд, говорит о том, что Ушаков читает преимущественно латышскую прессу, где Гапоненко обвиняли и обвиняют во всех возможных и невозможных грехах. Такое чтение, как я полагаю, не основано ни на информационном голоде, ни на желании совершенствовать латышский язык или анализировать подачу новостей латышской прессой. Ушаков так интересуется латышскими изданиями потому, что ему крайне важно знать, что думают про него и про его образ жизни сами латыши, и еще он очень хочет понравиться.
Два латыша — плюс, четыре русских — минус
Но эта откровенно утопическая идея привлечь и вовлечь как можно больше латышей в свои ряды обречена на крах, причем на полный. Это аксиома, выстраданная опытом и слезами современной латышской политики последних 27 лет. Формула такая: два латыша — плюс, четыре русских — минус. Она же касается и латышских партайгеноссе, которые заигрывают или, скажем так, пытаются заигрывать с русскоязычными.
Но Ушаков почему-то решил, что эта закономерность к его политической силе не относится. Возможно, это из-за того, что он чувствует поддержку со стороны. На деле это крайне печально и противоречиво. Откуда, к примеру, наряду с запретом на ношение георгиевских ленточек на 9 Мая взялась такая любовь к "Бессмертному полку"?
Но зато накануне выборов охотник за голосами пригласил к себе в список и соорганизатора "Бессмертного полка" Марию Драгиле, и представителя Латвийской ассоциации в поддержку школ с обучением на русском языке (ЛАШОР) Константина Чекушина.
Дело техники
Вопрос совести Драгиле и Чекушина — это отдельная тема. Меня больше интересует другое. Как вяжутся такое рьяное стремление понравиться титульной нации и организация этих важных мероприятий, я имею в виду 9 Мая и "Бессмертный полк", финансирование которых идет через Ушакова, между прочим.
Видимо, всех устраивает такое положение дел в Латвии — и Россию, и Европу. Технически все работает, праздники и мероприятия проходят, и во главе угла по-прежнему техническое исполнение без идеологического содержания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.