РИГА, 15 сен — Sputnik, Александр Малнач. Выборы выборами, а Латвийская Национальная опера (ЛНО) открыла свой сотый, по-настоящему юбилейный сезон. Шестого сентября состоялся гала-концерт, предвосхищающий главные музыкальные события осени, зимы и весны.
Но вначале было слово. Пресс-конференция по случаю открытия театрального сезона проходила, как обычно, в зале бельэтажа в привычном же полумраке, не оставляющем шансов для любительской фотосъемки, но очень подходящем для всевозможных намеков и полунамеков. Открыл ее, как водится, директор ЛНО Зигмарс Лиепиньш.
Разумеется, Лиепиньш начал с внушающей доверие и почтение цифры сто, которая заслуженно украшает сейчас портик "Белого дома", как называют здание оперы его обитатели и гости.
"Сто лет – важная веха. Она удостоверяет жизнеспособность этого очень значимого для Латвии культурного учреждения и служит достаточно надежной гарантией того, что следующие сто лет наш театр проведет не хуже, чем предыдущие. Смело можно сказать, если это учреждение пережило "бермонтиаду", две оккупации и неизвестно еще что, то опера переживет и предвыборный период и будет жить дальше, кто бы ни взял власть", — пошутил, но вместе с тем и выразил скрытое беспокойство директор.
Другое дело – планы на предстоящий сезон. О них Зигмарс Лиепиньш говорил совершенно открыто. Для ЛНО столетие – это повод оглянуться назад, в чем-то даже вернуться к истокам, к первоначалу. А началом латвийской оперной труппы явилась постановка оперы Рихарда Вагнера "Летучий голландец" в 1918 году, осуществленной в условиях германской оккупации, еще до провозглашения Латвийского государства. Вот и первой премьерой юбилейного сезона станет этот шедевр великого немца, начинавшего свой путь оперного композитора тоже не где-нибудь, а в Риге, губернском городе Российской Империи.
Постановка "Голландца" поручена Виестурсу Кайришсу, отечественному спецу по операм Вагнера, а главные партии в знак солидарности трех прибалтийских республик предназначены "балтийскому трио" – баритону Эгилсу Силиньшу (Латвия), сопрано Виде Микневичюте (Литва) и басу Айну Ангерну (Эстония). Все трое – прекрасные певцы. К ним присоединится американский тенор Корби Велч, знакомый публике по постановке "Тангейзера". Дирижировать будет Мартиньш Озолиньш. Премьера "Летучего голландца" состоится 28 сентября.
![Премьера оперы Рихарда Вагнера Тангейзер в Латвийской национальной опере Премьера оперы Рихарда Вагнера Тангейзер в Латвийской национальной опере - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/482/44/4824477_0:0:1400:787_600x0_80_0_0_b54cc64023bddbe4b832a2ddbdefea02.jpg)
Двумя другими большими музыкальными событиями осени явятся долгожданные гастроли Литовского Национального театра оперы и балета (ЛНТОБ) 3–5 октября и грандиозный гала-концерт "Нашей Опере 100" 16 и 17 ноября. О масштабе последнего говорят имена приглашенных артистов: Марина Ребека, Инга Кална, Людмила Монастырская, Динара Алиева, Олеся Петрова, Эгилс Силиньш, Франко Васалло, Владислав Сулимский, Айн Ангерн, Раме Лахай – и это далеко не полный список. Всего из-за рубежа приглашены тринадцать артистов, а всех вместе Лиепиньш даже и сосчитать затруднился.
"Концерт будет очень длинный и очень интересный", – подчеркнул директор ЛНО.
Что касается литовских гастролей, то зрители смогут увидеть одну оперную и две балетные постановки. 3 октября публике покажут "Дон Карлоса" Верди в интерпретации известного немецкого режиссера Гинтера Кремера. "Качественное шоу, шокирующее консервативных зрителей, но очень высокого художественного достоинства", – как определил постановку 35-летний директор ЛНТОБ Йонас Сакалаускас. 4 октября будет представлен балет "Чурлёнис" на музыку современного литовского композитора Гиедрюса Купревичюса и в хореографии Робертаса Бондараса, а 5 октября – балет "Пиаф" в постановке итальянского хореографа Мауро Бигонцетти. По названиям балетов можно догадаться, что первый расскажет о самом знаменитом литовце, а второй – об очень знаменитой француженке.
"Фактически это будут новые постановки, поскольку у нас в Вильнюсе сцена больше, и придется приспосабливаться к условиям рижской сцены. Это вызов для нашей технической части. Надеемся, что в Риге акустика будет более отзывчивой, чем в Вильнюсе, и артисты смогут сделать то, что не получилось дома", — сказал Сакалаускас, который приехал в Ригу специально, чтобы подписать договор об обмене гастролями с ЛНО.
![Йонас Сакалаускас и Зигмарс Лиепиньш на пресс-конференции о новом сезоне ЛНО Йонас Сакалаускас и Зигмарс Лиепиньш на пресс-конференции о новом сезоне ЛНО - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/938/24/9382437_0:0:1400:787_600x0_80_0_0_b2113bd689d98ba2f44b2824b531db10.jpg)
Седьмого декабря на сцене ЛНО состоится концертное исполнение оперы Джакомо Пуччини "Ласточка". Главную партию споет Динара Алиева. За дирижерский пульт встанет Янис Лиепиньш. Тот, кто был свидетелем триумфа вердиевского "Эрнани" в январе этого года с Динарой в роли Эльвиры и Даниэлем Ореном во главе оркестра ЛНО, ни за что не пропустит представление пуччиниевской "Ласточки". Успех почти неизбежен.
Кстати, о Пуччини. 17 января в репертуар ЛНО вернется его "Богема". Музыкальным руководителем спектакля является Мартиньш Озолиньш, а режиссура доверена Петеру Крылову. В постановке задействованы главным образом молодые солисты оперы, которые прежде эту оперу не пели. Так, партию Мюзетты в одном из составов исполнит сопрано Марлена Кейне. Надеюсь, это будет нечто захватывающее. Во всяком случае, мне довелось слышать Вальс Мюзетты в ее исполнении – многообещающе. И квартет Addio dolce svegliare alla mattina! из третьего акта, спетый в концерте-открытии сезона ЛНО 6 сентября Эвией Мартинсоне, Марленой Кейне, Раймондом Браманисом и Калвисом Калниньшем, прозвучал вполне убедительно.
![Солистка Латвийской Национальной оперы Марлена Кейне Солистка Латвийской Национальной оперы Марлена Кейне - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/901/18/9011809_0:0:865:511_600x0_80_0_0_970cb6d11ccd71234a2e85babfe79856.jpg)
Еще одна, можно сказать, двойная оперная премьера состоится 21 февраля. В один вечер будут представлены две оперы: одноактное "Волшебство" (L`Incantesimo) Итало Монтемецци, редкость из редкостей на оперной сцене, и двухактные "Паяцы" Руджеро Леонковалло, которых публике представлять не надо. Над "Волшебством" и "Паяцами" будет колдовать Айк Карапетян и компания, прогремевшие постановкой "Фауста" в 2016 году ("Фауста", кстати говоря, ЛНО везет в Вильнюс в октябре по обмену гастролями с ЛНТОБ – все билеты проданы), а музыкальным руководителем выступит Янис Лиепиньш.
Завершающей оперной премьерой сотого сезона ЛНО станут никогда прежде не ставившиеся в Латвии "Диалоги Кармелиток" Франсиса Пуленка. Этот опус рассказывает о судьбе шестнадцати монахинь, претерпевших мученическую смерть в годы Великой французской революции. Их гильотинировали в Париже 17 июня 1794 года. Эту чисто французскую историю воссоздаст на сцене творческая команда из Франции во главе с режисскром Венсаном Бусаром. Прежний опыт сотрудничества с французами – постановка "Кармен" Бизе в 2017 году – оказался не скучным.
Балетная часть сезона не обещает быть столь же насыщенной. Ожидается всего только две премьеры. Что и понятно, ведь латвийскому балету сто лет стукнет только в 2022 году.
26 октября зрители увидят "Трех мушкетеров", детище чешского композитора Яна Кучеры и канадского хореографа Пола Чалмера. Созданная по заказу Национального театра Моравии-Силезии постановка пережила мировую премьеру 23 марта 2017 года в Остраве, а теперь ее станцуют артисты Латвийского Национального балета. Вот не знаю, порадуемся ли мы на этом спектакле или взгрустнём, как это порой бывает на балетах-франшизах.
Не больше уверенности вселяет и другая балетная премьера – вечер одноактных балетов молодых, вернее сказать, начинающих латвийских хореографов Антона Фрейманиса и Эльзы Леймане, который состоится 12 апреля. Фрейманис замахнулся на Вильяма, понимаете ли, на нашего Шекспира. Он ставит "Гамлета". В своем первом полнометражном балете Фрейманис планирует "выяснить отношения со смертью, вызвать на диалог разные поколения, прошлое и будущее". Но что тревожит больше всего, так это попытка устроить музыкальную очную ставку ("разговор") классика Сергея Рахманинова и нашей современницы Линды Леймане. А впрочем, Гамлет и Офелия тоже не услышали и не поняли друг друга.
Все же хореографический этюд Фрейманиса Over the Hills, показанный в концерте-открытии сезона ЛНО 6 сентября, не вызывает у меня доверия к этому балетмейстеру. Не впечатлила и увиденная в тот же вечер миниатюра Double Trouble Эльзы Леймане, чей одноактный балет "(Не) рассказывай мне сказки" покажут в паре с фреймановским "Гамлетом".
Леймане обратилась уже к латышскому почти классику Иманту Зиедонису, живописную парадоксальность и трогательный абсурд "Цветных сказок" которого полюбила еще в школьные годы. Ее вдохновила идея – при помощи этого шедевра "посмотреть на многоцветность истории балета". Авторами и исполнителями музыки выступят Янис Шипкевиц (Shipsea), Матис Чударс и Каспар Курдеко.
Так что приходится согласиться с директором ЛНО Зигмарсом Лиепиньшем, который отметил, что "сотый сезон – вызов всем нам". И музыкантам, и артистам, и администраторам, и нам – зрителям.
И не только тем, что придут в театр. Премьерные оперные спектакли ЛНО будут транслировать на международных интернет-платформах Opera Vision и ARTE, поэтому их смогут увидеть зрители всего мира.
![В зале Латвийской национальной оперы перед спектаклем В зале Латвийской национальной оперы перед спектаклем - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/254/43/2544300_0:0:1400:788_600x0_80_0_0_42084bd1f3eb6c275a881ef5d3baaf19.jpg)