РИГА, 5 сен — Sputnik. Сайт Euractiv публикует многосерийное расследование "Латвийский триллер еврозоны", посвященное скандалам в финансовом секторе страны. Сегодня вышла вторая часть, рассказывающая о том, как европейские финансовые институты игнорировали прегрешения латвийских банков, пока не вмешались США.
Несмотря на все предупреждения, ЕЦБ заинтересовался финансовым сектором Латвии только после того, как третьему по размеру банку страны закрыли доступ к финансовой системе США.
После того как США обвинили банк ABLV в отмывании денег, немедленное бегство капиталов как из самого банка, так и из других латвийских кредитных учреждений заставило ЕЦБ потребовать прекращения платежей банка, иными словами, его немедленного закрытия. Таким образом, широкомасштабный кризис был предотвращен, но доверие к евро, которое должен внушать ЕЦБ, поколеблено.
В Риге эта история оставила печальную память.
Правительство Латвии объясняет это так: местные борцы с отмыванием денег не поспели за все растущим банковским сектором, который после кризиса 2008 года занялся крайне рискованной деятельностью — начал наводить мосты между странами бывшего СССР и остальным миром. Вклады нерезидентов, которые правительство хочет сократить до 5%, составляли 40% всех банковских вкладов Латвии.
ЕЦБ не считал это большой проблемой, когда Латвия вступила в еврозону, через три года после Эстонии и за год до Литвы. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который вступил в должность в 2014 году, назначил бывшего премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса вице-председателем Еврокомиссии и еврокомиссаром по вопросам евро и социального диалога.
Американская сила и европейская слабость
Человек, который сейчас решает финансовые вопросы в Риге, не латвиец и даже не европеец. Это заместитель секретаря Минфина США по вопросам борьбы с терроризмом Маршалл Биллингсли.
Этот бывший сотрудник НАТО не слишком заботится о том, что будет с банками, которые он обвиняет в финансировании ядерной программы Северной Кореи, отмывании денег украинских олигархов и участии в похищении 1 млрд долларов из финансовой системы Молдавии.
За последнее время Биллингсли часто бывает в Риге, а в мае выступил по общественному телевидению.
Европейские институты, напротив, крайне осторожно подходят к этим вопросам. Борьба ЕЦБ с отмыванием денег крайне неэффективна: вопреки всякой логике, контроль над финансовыми потоками остается в ведении отдельных государств. Еврокомиссия также не высказала ни одного критического замечания.
Предпринял какие-то действия, чтобы справиться с проблемой, только Европарламент. К примеру, глава КРФК Петерис Путниньш был вынужден признаться евродепутатам, что знал о косвенных связях между ABLV и северокорейской ядерной программой до того, как Минфин США потерял терпение. И это Европарламент дважды попросил ответить на вопросы главу отделения банковского контроля ЕЦБ Даниэль Нуи и один раз — самого главу ЕЦБ Марио Драги.
В сентябре рабочая группа, созданная Еврокомиссией, обсудит создание общеевропейской структуры по борьбе с отмыванием денег.
Франция помнит
Риск отмывания денег в Латвии долгое время оставался незамеченным везде, за исключением Франции, где одно упоминание этой страны вызывает подозрение Национальной финансовой прокуратуры (PNF).
В 2008 году, когда польская фирма Consus помогла отмыть не менее 10 млрд евро с помощью мошенничества с НДС на выбросы углекислого газа, второй по размеру латвийский банк Rietumu без запинки отмыл миллионы евро между Ригой и Парижем. Компания France Offshore, находившаяся в сговоре с банком, рассылала клиентам письма на фирменном бланке посольства Латвии во Франции.
Парижский суд оштрафовал Rietumu на 80 млн евро. Банк подал апелляцию на это решение и судится до сих пор.
Власти Латвии и бровью не повели, когда в Риге начали внезапно возникать компании французских граждан. Банку не было вынесено предупреждение. Миллионы евро, снятые во французских банкоматах через латвийские банки, до сих пор не найдены.
В еврозоне достаточно одному банковскому регулятору согрешить, и каяться приходится остальным восемнадцати.