На карте-схеме в эстонском издании Postimees видно, что в радиусе поражения оказался российский город Псков. И командующий ВВС Эстонии Рииво Валге подтвердил, что ракета могла упасть "по ту сторону Чудского озера на территории Российской Федерации" (можно представить себе реакцию Запада, если бы российская ракета случайно залетела в воздушное пространство страны – члена НАТО).
По словам Валге, радиус полета ракеты составляет 100 километров. По другим данным, американское изделие этого типа может преодолеть до 180 километров. Место падения или поражения какой-либо цели пока неизвестно. В случае прямого попадания AIM-120 AMRAAM срабатывает контактный взрыватель, а масса боевой части – около 20 кг. И вчера около 15:45 жители Тарту слышали сильный грохот. Возможно, это была "коррида" испанского истребителя (то есть ракета куда-то попала и взорвалась).
По последним данным, ракета пролетела от точки пуска на юге Эстонии около 100 км, то есть благополучно миновала Тартуский аэропорт и упала в заповеднике Эндла – фактически на севере страны.
Американская автономность
Для начала разберемся с "железом". Управляемая ракета (УР) средней дальности типа AMRAAM производится в США с начала 1990-х, имеет "тираж" свыше 13 тысяч единиц (последняя модификация УР стоит около 400 тысяч долларов за штуку), используется в 30 странах мира. Технология отлажена и проверена временем. Невзирая на нештатный пуск (человеческий фактор), это изделие сложно заподозрить в нештатной работе.
Причем система управления ракеты и бортовые системы истребителя взаимодействуют согласно концепции "выстрелил – забыл", чтобы летчик в сложных условиях воздушного боя не отвлекался на радиолокационное сопровождение цели. Ракета максимально быстро переходит в режим автономного инерциально-активного наведения, и это в боевых условиях позволяет истребителю выйти из-под ответного удара противника.
Оружие умное, автономное. И нельзя полностью исключить возможность захвата головкой самонаведения AIM-120 AMRAAM воздушной цели (пассажирского самолета) над аэропортом Тарту или над российским Псковом (военного или гражданского борта).
Да, скоротечное развитие боевых действий в течение суток завершилось бы взаимными уверениями Москвы и Брюсселя в отсутствии агрессивных намерений. Однако Россия успела бы гораздо больше (вспоминаем операцию принуждения Грузии к миру, невзирая на военнослужащих НАТО в грузинских боевых порядках).
Продолжение банкета
Первая ракета попала в Эстонию откуда не ждали, но вполне ожидаемо. Известный эстонский военный аналитик Виллем Роода буквально накануне предсказал республике снижение уровня безопасности.
Ничего удивительного. Даже в случае безответственного отношения к своему делу военнослужащие НАТО в странах Балтии не несут ответственности по местным законам, они неподсудны. И накануне патрулирования могут безнаказанно злоупотребить алкоголем или чем-нибудь еще. Возможно поэтому премьер-министр Эстонии Юри Ратас так сдержанно прокомментировал ошибку испанского истребителя. Что еще может позволить себе заложник ситуации? В республике временно приостановят полеты испанских истребителей Eurofighter, не более.
Ратас мог бы честно сказать согражданам: над Эстонией летают также новейшие многоцелевые истребители-бомбардировщики F-35 Lightning, и если вы когда-нибудь обнаружите во дворе неразорвавшуюся американскую ядерную бомбу B61-12, то руками не трогайте, звоните по номеру 112. В Пентагоне подобное случается. Только в годы холодной войны США безвозвратно утратили более 10 ядерных боеголовок.
Показательна и реакция соседей. Литва отмалчивается. Президент Латвии Раймондс Вейонис 8 августа заявил, что Москва может использовать инцидент с испанским истребителем в своих интересах. Будто бы это основная проблема.
В России резче оценили инцидент в эстонском небе. Однако о выводах, сделанных в Минобороны РФ, и о компенсационных мерах будет известно только узкому кругу специалистов. Вероятно, ракетный пуск над Эстонией 7 августа 2018 года войдет в учебники летчиков ВКС России вместе с инструкцией по применению оружия и средств радиоэлектронной борьбы (при их наличии на борту) в подобных ситуациях.