РИГА, 7 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. В том, что один из старейших районов Риги меняется – и в лучшую сторону, заслуга столичных властей близка к нулю, фактически все тянет на себе организация "Общество развития Чиекуркалнса" во главе с Каспарсом Спунде.
Они размещают карты и информационные стенды, добиваются, чтобы в районе ремонтировали улицы и налаживали инфраструктуру, популяризируют восстановление старых домов — по историческим планировкам.
А еще активисты высаживают сосны. Почему? Название района в переводе — шишковая гора. Хотя в нем не то что гор нет, но даже холмиков, и сосны, "дающие шишки", до недавнего времени не росли.
Пока нет тела – не будет и дела?
Каспарс Спунде встретил корреспондента Sputnik неподалеку от здания СГД. Там размещен один из информационных стендов с картой главных исторических и архитектурных зданий района.
"Общество развития Чиекуркалнса" появилось чуть больше трех лет назад: собралась группа единомышленников и занялась возрождением района, где людям было бы хорошо и уютно жить. Самый-то болезненный вопрос – это развитие инфраструктуры.
"Мы с вами встретились около стенда, где сходятся четыре улицы – Гауяс, Русова, Унгура и 4-я поперечная линия. Это одно из самых опасных мест для водителей и пешеходов. Недалеко здание СГД, как только его построили, машин в районе сразу стало больше – и увеличился риск аварий", — говорит Каспарс Спунде.
Главная улица — Гауяс — тут меняет направление, ее пересекает 4-я поперечная под острым углом, и почти каждый второй водитель путается: кто едет первый, кому уступать? Возникает много аварийных ситуаций. Несколько лет назад Каспарс тут стоял с плакатом и собирал подписи для департамента сообщений Рижской думы, чтобы здесь сделали круговое движение.
"Мы тогда получили ответ от думы, что якобы тут неинтенсивное движение (обман чистой воды!), аварий нет (тоже вранье!) и жертв. А, жертв нет? Значит, муниципалитет согласится сделать здесь круговое движение лишь после того, как тут одного за другим людей начнут сбивать и образуется гора из помятых машин? Меня такой ответ думы не устроил – и с группой товарищей решил создать организацию, чтобы уже как юридическое лицо общаться со столичными властями и бороться за наши права", — вспоминает Каспарс Спунде.
Ремонты, которыми не пахнет
В конце концов, организация получила от думы обещание, что круговое движение в этом месте сделают, правда, только через полтора года. Но и других проблем в Чиекуркалнсе навалом. Одна из них: толком не ремонтируются улицы, а после дождей лужи такие, что в них легко утонет все высшее руководство Рижской думы. Что касается ремонта, то, когда машины уже окончательно начинают бить подвеску и терять колеса в ямах на дороге, приезжает ремонтная бригада от самоуправления, кое-как ставит из асфальта "заплатки" — и все. И почему вовсе не такие дороги ведут к "царскому престолу" — к зданию Ратуши?..
"Мы обращались в Рижскую думу с вопросом, а какой план ремонта улиц, например, тех же поперечных линий? Получили ответ: плана нет. Ни на пять лет? Ни на десять? Согласитесь, красиво! Еще мост Браса должны были отремонтировать — в прошлом году, потом нам пообещали, что все сделают сразу после недавних праздников песни и танца. Но до сих пор ремонт не начали. Словом, проблем уйма", — говорит собеседник.
Незабытая история района
Другая цель организации — это популяризация района как одного из самых хороших для жизни в Риге. С одной стороны, это почти центр, с другой — вдали от интенсивного движения по главным магистралям, рядом Киш-озеро и крупнейший парк города — Межапарк, много зелени, нет больших производственных объектов.
"Очень хочется, чтобы люди, приобретающие тут дома, думали об историческом возрождении района и во время больших ремонтных работ все делали хотя бы более-менее аутентично. Ведь историческая ценность района – не многоэтажки, построенные в советские годы, а деревянные домики позапрошлого века. Я сам так сделал: купил совершенно разваливающийся дом – и восстановил его по старому плану", — рассказывает Каспарс Спунде.
А знаете, что историческое название района – Шрейенбуш — по фамилии владельца первого поместья Дитриха Шрея? Самые ранние упоминания об этом месте датируются 1687 годом: Шрей построил усадьбу вдали от тогдашних городских укреплений – поближе к природе, к Киш-озеру.
Усадьба находилась примерно там, где теперь расположен детский садик, около 37-й Рижской средней школы. И школа тоже историческая: ее первый камень заложил Карлис Улманис. В 1933 году она считалась самой большой в Латвии.
Там, где зрел бунт
Район стал сильно меняться в конце XIX — начале XX века, когда в Российской империи строили большие производства. Фабрики и заводы появились и в Шрейенбуше, например, "Феникс" — вагоностроительный комплекс. На его месте до сих пор большой рабочий квартал, хотя и делают там другое — в основном памятники и строительные конструкции.
Вторым по значению предприятием была Льняная и джутовая мануфактура — на другом конце района. Именно на ее месте в советские года построили авиационное училище имени Алксниса, а в 1990-е территорию передали РТУ.
Шрейенбуш стал и первым революционным районом Риги. В 1899-м вспыхнул "Рижский бунт" — мощные волнения городских рабочих. Около 200 работниц мануфактуры, возмущенных оплатой и условиями труда, устроили протестное шествие, чтобы рассказать о проблемах губернатору. Но шествию помешали жандармы и солдаты. Из казарм в Московском форштадте на подавления бунта были брошены около тысячи солдат. В результате погибли 11 человек, а более 200 были арестованы…
В годы революции в доме 88 на 1-й длинной линии располагалась редакция нелегальной газеты Cīņa ("Борьба"). В то время во многих домах жили рабочие с разных производств района — и они принимали активное участие в стачках. Здесь же проводились нелегальные собрания и митинги.
Чиекуркалнс победил латвийскую армию
Но много и других исторических зданий. Например, водонапорная башня 1911 года и соседняя школа (сейчас называется — имени Яниса Порука) относятся к памятникам культурного и исторического значения Латвии.
А еще раньше построили Депо общества добровольных пожарных. Оно рядом со школой. Теперь в бывшем депо открыт мебельный салон Kate — прямо в высокой пожарной башне, где когда-то сушились шланги. Прямо напротив него самое исторически чистое здание — прославленная баня "чекурильника", а рядом совершенно неисторическое здание МВД.
В другой части района близ лютеранской церкви на улице Крустабазницас сейчас штаб батальона Национальных вооруженных сил. Здесь ранее находилась советская воинская часть с бассейном, а в начале прошлого века – казармы, построенные для солдат 16-го Иркутского гусарского полка, которые должны были сюда прибыть накануне Первой мировой.
"Мы сильно спорили аж с руководством министерства обороны, чтобы военные не сносили казармы. Была в высоких кабинетах такая идея… Штаб НВС хотел снести шесть исторических построек, но в итоге мы добились через комиссию по памятникам, что хотя бы два здания сохранят, где, кстати, базировались в том числе и полки латышских стрелков. Эти казармы строили по проекту Рейнхольда Шмелинга – знаменитого рижского архитектора (его же работа – здание Театра русской драмы)", — рассказывает Каспарс Спунде.
…И посадили затерявшиеся во времени сосны
Жизнь в районе сильно изменилась со строительством новой железной дороги Рига – Псков. Появилась станция Сортировочная, позже переименованная в Балтийскую. После расширения другого района – Межапарка, станция начала называться Царским лесом (Кейзармежс), потом – Крузесмуйжу и, наконец, — Чиекуркалнс. По названию станции поменяли и название района. Но при чем тут "чиекуркалнс" — "шишковая гора"?
"По одной из легенд, в старину тут были озерные дюны (почти "горы"), поросшие соснами. А раз сосны – есть и шишки. Но, поскольку теперь тут нет ни одного, ни другого, мы решили исправить это дело — и посадили сосны. Сейчас тридцать сосенок растут около многоэтажек на Русова. А окрепнут сосны – будут и шишки. Ждем их!" – говорит Каспарс Спунде.