РИГА, 5 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Спустя почти десять лет авиашоу, наконец-то, вернулось на аэродром "Юрмала", который как раз сейчас заканчивает необходимую процедуру, чтобы получить статус международного и принимать самолеты, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров со всей Европы. Это совпало и с другой датой – десятилетия знаменитой латвийской пилотажной группы Baltic Bees ("Балтийские пчелы"). В честь всего этого, а главное, ради повышения интереса к авиации (от спортивной до большой) в Латвии и устроили в выходные яркое шоу.
Какая авиация самая главная
Участник пилотажной группы, "пчела" Александр Зариньш рассказал Sputnik, что Baltic Bees хоть и появилась в 2008 году, но в том составе, в котором все ее видят сейчас, начала летать в 2010-м.
"Одна из целей этого авиашоу – достойно отметить день рождения Baltic Bees. Вторая – напомнить людям о существовании аэропорта "Юрмала". Сейчас он уже готовится получить статус международного. По техническим параметрам, аэродром готов обеспечивать полеты днем и ночью даже в самых сложных метеорологических условиях. Уже велись переговоры о том, чтобы принимать самолеты компаний Ryanair, WizzAir, airBaltic и других. Но пока этот аэродром могут использовать только частные компании в своих целях, например, как это делаем мы", — говорит Александр Зариньш.
Наконец, третья цель, которую преследуют Baltic Bees — популяризация авиации как таковой. Удивительно, но по мировой классификации то, что даже самые мощные международные компании осуществляют коммерческие перевозки пассажиров на самых больших самолетах, – это вовсе не "главная авиация". Есть такое понятие – general aviation, она же — Авиация общего назначения, в которую включаются спорт и те самые частные полеты, не связанные с военными целями и коммерческими перевозками пассажиров.
"Как раз представители нашего мира дают толчок развитию авиации и появлению в ней новых профессионалов. А такие вот шоу показывают взрослым и, главное, детям всю красоту авиации. Они всегда были популярными в народе. И в советские годы, конечно, проводилось много шоу по всей стране: чтобы популяризировать авиационный спорт. Вот и теперь мы тоже в этом заинтересованы: побуждать молодых людей выбрать новую интересую профессию, которая пока в Латвии, увы, непопулярная, хотя и сулит человеку, выбравшему ее, большие перспективы", — подчеркивает Александр Зариньш.
Акробатика над облаками
Александр Зариньш сам обучался еще в советские годы – вначале в Оренбургском высшем военном авиационном училище, потом в знаменитом Качинском. В начале 1990-х он вернулся на родину в Латвию, где продолжил летать – уже в ВВС ЛР, а затем перешел в частную спортивную авиацию. Сейчас Baltic Bees — это интернациональная пилотажная группа, в которую входят и латвийцы, и литовцы, и россияне, и украинцы, и даже итальянец. У всех есть летные имена, например, Александ Зариньш – Копченый.
Но не только "Балтийские пчелы" были на высоте. Показали себя парашютисты из Даугавпилса, и асы авиации из Польши (были и частники, и представители ВВС на разных самолетах), и мастера из Великобритании. А шведская группа Airshow CATWALK Wingwalkers показала шоу женщин-гимнасток, которые под облаками, а то и выше, выполняли совершенно удивительные трюки буквально на крыльях самолетов. В свою очередь, на вертолете прилетели в "Юрмалу" представители авиационной группы Латвийской погранохраны: показали, как они с высоты высматривают нарушителей, и, конечно, как помогают пожарным тушить лесные и болотные пожары.
Запускаем дрон из "Запорожца"
А уже на земле устроили большую выставку экспонатов от известного на всю Прибалтику авиационного музея под Тукумсом – Sky Zoo. На площадке перед зданием аэропорта "Юрмала" выставили самые разные самолеты: от военных сверхзвуковых до "кукурузников". От каждого самолета тут же вытянулась огромная очередь из желающих попасть в кабину пилота, сфотографироваться в нем, подержаться "за штурвал". Некоторые гости праздника залезали в каждую кабину по трое-четверо и делали авиационное селфи.
Все желающие смогли попасть и в кабины вертолетов, разместившихся рядом с самолетами, которые, кстати, были вполне в рабочем состоянии. А кого интересовали летательные аппараты поменьше – вот вам самые современные дроны. Тут же на аэродроме можно было купить дрон (от крошечного, размером с ладонь ребенка, до профессионального, способного поднять даже огромную телекамеру) и пройти вводный курс управления техникой XXI века, исключительно популярной теперь в Латвии.
Гостям праздника показали и самые разные самолетные двигатели, произведенные в пошлом веке, а заодно — всевозможные модели автомобилей – от первых марок "запорожцев" до престижных "волг" и "побед" (видимо, на них когда-то пилоты ездили к аэропортам). Ну а для контраста решил показать себя автосалон BMW: представил на суд зрителей не только новые модели машин, но и велосипедов, и даже – самокатов. Велосипед-"бумер" стоил примерно столько же, сколько автомобиль от компании попроще.
Ученик у штурвала реактивного самолета
А раз уж устроители шоу поставили перед собой цель популяризации авиации – в самом широком смысле, то на поле у взлетно-посадочной полосы разместили палатки вузы, где обучают по соответствующим программам. Так, рассказывали о своих профессиональных курсах преподаватели Института транспорта и связи – наследника знаменитого РАУ. Например, программа авионики этого вуза пользуется спросом не только среди латвийцев, но и иностранных студентов, которые потом, получив дипломы, устраиваются в том числе в наш аэропорт "Рига".
Конечно, было бы странно, если бы на авиашоу не была представлена компания airBaltic. Специально прилетел из аэропорта "Рига" Airbus A220-300 и на сверхнизких высотах сделал несколько кругов над зрителями: чтобы все вблизи могли рассмотреть то, на чем они путешествуют в разные страны. А около взлетной полосы популяризировала себя Академия пилотов airBaltic Training.
Хотя она и называется "академия", но относится к категории профессиональных систем обучения. Ради собственно академического фундамента airBaltic договорилось о сотрудничестве с РТУ и другими вузами, где есть специальные летные программы. Первый курс академии открылся в прошлом году. Тогда же записалось около 200 человек, но в итоге, после отсева, осталось лишь 12, которые действительно серьезно готовятся к тому, чтобы стать настоящими асами неба.
Да, к слову, авиационная группа высшего пилотажа Baltic Bees тоже занимается обучением, но только на реактивных самолетах L-39, что в Прибалтике больше не делает никто. Летают они на скоростях 500-700 км/ч. Специфика групповых полетов на такой скорости подразумевает филигранность пилотирования, поскольку L-39 находятся на исключительно близком расстоянии друг от друга – в некоторых фигурах между крыльями самолетов не больше метра.