РИГА, 31 июл – Sputnik, Владимир Дорофеев. Тридцатого июля в юрмальском отеле Pegasa pils состоялась пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля музыки театра и кино Jūras Pērle.
Этот фестиваль уже второй год принимает звездный десант из соседних стран. Именитые киноартисты рассказали о видении своей культурной миссии, о своих оценках фестиваля, а также о личных культурных связях с Рижской киностудией.
Кинематограф – тоже мягкая сила
Пожалуй, самым острым моментом пресс-конференции стали рассуждения народного артиста России Владимира Меньшова о том, как театр и кино влияет на умы и какую роль искусство играет в вопросах пропаганды.
"Самый лучший пример – это Голливуд, очень успешно создающий привлекательный образ США по всему миру, – считает Меньшов. – Немалых успехов на этом поприще достиг и советский кинематограф, создавая привлекательный образ СССР. Любое произведение искусства – пример позитивной пропаганды".
Отвечая на вопрос, чувствует ли себя "российский культурный десант" своего рода "спецназовцами пропаганды" и есть ли у этого "культурного спецназа" свой кодекс чести, Владимир Меньшов заметил, что тот, кто увлекается пропагандой, больше вредит делу, чем помогает. Для деятелей театра и кино очень важно оставаться в пределах искусства и не переходить некие условные границы.
"Перешел границу, и все твой фильм уже не кино, а пропаганда – в плохом смысле слова, – четко разграничил Меньшов. – Сумел остаться в рамках искусства – и парадоксальным образом сохранил интерес к Родине – ее позитивную пропаганду".
Артисты отметили, что своего рода "культурной пропагандой" Латвии можно считать фильмы Рижской киностудии. Во всяком случае, те, что полюбились публике, то есть те, где было меньше политики и больше искусства.
Народная артистка России Валентина Талызина отметила, что актерам часто приходится расплачиваться за свои политические взгляды куда серьезнее, чем простым людям. Так, все пятьсот деятелей искусства, подписавшие письмо президенту России в поддержку присоединения Крыма, в один момент стали не въездными на Украину.
Ностальгия по Рижской киностудии
Говоря о совместной работе с Рижской киностудией, Владимир Меньшов вспомнил об одной из своих первых работ – музыкальной картине "Розыгрыш". Многие музыкальные произведения из этого фильма, например "Школьный вальс", вышли на самостоятельный творческий путь.
Валентина Талызина рассказала, что единственный фильм, где ее героиню убили, снимался на Рижской киностудии.
"Убили красиво, не пошло, не с излишним натурализмом, а художественно. Ударили камнем по голове, а тело спрятали в скалах. Этот фильм ("Следствием установлено") часто показывают у нас по телевизору, и знакомые мне после него шутят по телефону: "Опять видели, как тебя убивали. И теперь знаем, что ты свои деньги спрятала в квашеной капусте". Да, признаюсь, все свои деньги в квашеную капусту вложила".
С большой теплотой вспоминала Талызина и фильм "Долгая дорога в дюнах" – в нем ей довелось озвучивать колыбельную песню, которую в кадре исполняла Лилита Озолиня. Обычно сначала актер в кадре поет, а потом актер озвучки старается попасть в ритм исполнения песни. В этом фильме режиссер Алоиз Бренч сделал все наоборот. И хотя, по признаниям Талызиной, это вызвало у нее большой стресс – результат получился потрясающий. Колыбельная вышла по-настоящему проникновенной, волнение Талызиной в кадре "читалось" как тревога матери за больного ребенка, и получившаяся колыбельная до сих пор одна из самых популярных в Рунете.
Jūras Pērle – это интересно!
Именитые артисты отметили большой потенциал Jūras Pērle.
Вера Алентова сказала, что фестиваль дал возможность вспомнить много прекрасной музыки кино, которая и велика, и роскошна. А Светлана Немоляева заметила необычное для фестиваля число присутствующих актеров, настоящих лиц, любимых кинофильмов.
"Обычно на фестивалях кино много кинокритиков и режиссеров, но Jūras Pērle собрал очень много актеров, а без актеров, без их внутреннего мира, без их настроя самая прекрасная задумка в кино не играет, – рассказала Немоляева. – Когда видишь лица актеров, сразу вспоминаешь множество ролей, которые они сыграли. И в этом смысле фестиваль кино становится тем лучше и интереснее, чем больше в нем актеров".
Владимир Качан подчеркнул огромное влияние музыки на кинематограф, заметив, что музыкальное оформление фильма имеет самое прямое отношение к его популярности. Музыка вдохновляет актеров и режиссеров, заставляет зрителей глубже понимать идеи фильма. Его поддержал Владимир Меньшов, добавив, что, например, фильмы Феллини невозможны без музыки Нино Рота.
Артисты отметили, что музыка и песни, впервые прозвучавшие на киноплощадке и сцене театра, часто становятся даже более популярны, чем их "родительские" произведения.
Владимир Качан привел в пример песню, которую он исполнил в фильме "Звезда пленительного счастья" – "Кавалергарды, век недолог". После фильма в течение года его так часто просили исполнить ее на публике, что он поймал себя на том, что уже не может петь ее правильно, с чувством, а поет автоматически. И рассказал, что прекратил ее исполнять после того, как его попросили спеть на 8 Марта (!) в ленинградском загсе(!!).
"Когда я дошел до строчки "не обещайте деве юной любови вечной на земле", взгляд мой уперся в дверь ожидания для жениха, и тут я не выдержал и засмеялся. Но это еще не все. Когда я пришел домой, то услышал рассказ некоего брутального туриста-байдарочника, который рассказал, что у них в отряде есть своя отрядная песня, вы уже, наверное, понимаете, какая. Но та самая строчка была в их отряде переделана и звучала как "не доверяйте деве юной весло, каяк и спасжилет", после этого я надолго расстался с этой песней – просто больше не мог ее петь".