Karavela: РФ "переварила" бы миллионы банок шпрот, но делать их некому

© Sputnik / Алексей ТихомировРеабилитированные латвийские шпроты
Реабилитированные латвийские шпроты - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
В Латвии на сегодняшний день тысячи свободных вакансий, но низкоквалифицированный труд не интересует местных жителей - в сырости и при запахе резать рыбу, например, никто не желает; а гастарбайтеров власти страны пускать не хотят

РИГА, 31 июл — Sputnik. В Латвии продолжается сокращение трудоспособного населения, предприятиям все сложнее найти свободные руки, в итоге компании не развиваются и сокращают обороты. При этом возможности нанимать работников из третьих стран сильно ограничены, борьба бизнеса и сельхозпроизводителей с противостоящим ввозу гастарбайтеров Нацобъединением — безрезультатна, сообщает Би-би-си.

Латвийцы начали уезжать на работу за рубеж после вступления Латвии в ЕС, трудовая миграция продолжается и сейчас. Тысячи уехали сразу после финансового кризиса, когда ВВП рухнул на 18%, зарплаты упали в среднем на 10-20%, работы не было. По неофициальным данным, количество живущих за рубежом выходцев из Латвии составляет до 370 тысяч человек.

Вакансии есть – работать некому

За последние годы безработица в Латвии сократилась почти втрое – с 18,9% в 2009 году до 7,3% — в 2018-м. За этот же период почти в десять раз выросло количество свободных вакансий – с 1875 до 19 421. Работников сложно найти, несмотря на растущие зарплаты: в марте 2010 года средняя зарплата в Латвии была 449 евро, в марте 2018 — уже 733 евро.

Официантка в кафе - Sputnik Латвия
Владелец ресторана в Риге: в официанты не идут за 1500 евро и 15 выходных

"Раньше мы говорили, что не хватает программистов и шоферов, а теперь мы видим, что трудно найти работников по всему периметру", — признается председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш. По его словам, некоторые работодатели уже сейчас автобусами возят работников из Литвы.

Глава ассоциации перевозчиков Latvijas auto Валдис Трезиньш рассказал, что работодатели готовы платить дальнобойщикам по 1500 — 2000 евро на руки, то есть в два-три раза больше средней зарплаты, однако в отрасли все равно не хватает около двух тысяч водителей.

"Молодые не хотят дальнобойщиками работать, старые не могут. А возможности нанимать работников из третьих стран ограничены", — пояснил Трезиньш.

Как следствие — простаивающие машины, недополученная прибыль, отсутствие развития и потенциальное сокращение оборотов.

Не лучшим образом обстоят дела и в пищевой промышленности. Полгода назад компания Karavela стала единственным латвийским производителем шпрот, для которого Россия открыла свой рынок. Однако производить консервы для российского рынка практически некому — в Риге крайне сложно найти рабочую силу, указывал совладелец Karavela Андрис Бите. "Это сырость, запах… Наши люди уже не хотят так работать", — пояснил он.

В итоге за первые полгода компания поставила на рынок Таможенного союза 400 тысяч банок консервов, хотя, по словам Бите, он мог бы "переварить" 20 миллионов банок из Латвии.

Тернистый путь гастарбайтера

Латвийский бизнес выступает за ослабление контроля государства над ввозом рабочей силы не из стран ЕС. В настоящее время работодатель, который хочет пригласить на работу гражданина страны, не входящей в ЕС, должен платить такому работнику не меньше средней зарплаты по Латвии. На данный момент это 926 евро до уплаты налогов или примерно 630 евро на руки. Это сложно соблюдать в тех сферах, где средняя зарплата ниже, чем средняя зарплата в стране: например, в сельском хозяйстве, рыбном хозяйстве и перерабатывающей промышленности.

Водитель в кабине автомобиля - Sputnik Латвия
Говорят по-русски и не обманут: украинские гастарбайтеры хлынули в Балтию

Андрис Бите считает, чтобы было бы более справедливым платить гастарбайтерам не среднюю зарплату по стране, а среднюю зарплату по отрасли.

Кроме того, предприниматели бьются за сокращение бюрократических расходов: оформление документов занимает несколько месяцев. "Все сделано для того, чтобы отбить желание приглашать сюда людей", — говорит Бите.

Экономисты также видят аргументы в пользу открытия рынка труда. "Было бы хорошо, если бы это сделали раньше, — заявила академик Латвийской академии наук Райта Карните. — Если оставить те же условия, то первым делом повысятся зарплаты. Это опасно для экономики, потому что нарастает угроза кризиса — такого же, как был недавно".

По словам Карните, если не открыть рынок труда, то предприниматели продолжат скрытый ввоз рабочей силы. "Без людей — никак, деньги одни ничего не создают", — добавила она.

Международные эксперты также предупреждают о негативных последствиях, связанных с низкой конкуренцией на рынке труда. "Эмиграция продолжает лишать страну необходимых профессиональных навыков, сокращение трудовых ресурсов провоцирует рост зарплат и подрывает конкурентоспособность", — отмечают в своих рекомендациях специалисты Международного валютного фонда.

Решать эту проблему они предлагают в том числе открытием рынка труда, что могло бы способствовать росту продуктивности и конкурентоспособности.

Передовики борьбы со всем иностранным

Однако к рекомендациям экспертов и специалистов МВФ в вопросе облегчения доступа иностранцев на латвийский рынок труда власти пока что не прислушались.

"В этой политике у нас есть одни передовики — националисты, которые (недалекие люди) по своей натуре как таковые. Мы с ними бились долго — и все как об стенку. Их политическая игра на своего не особо образованного избирателя дает свое. Их не убедить нормальными аргументами", — заявил Бите.

Рыбоконсервный завод Kaija/Karavela - Sputnik Латвия
Иесалниекс: Латвии нужны интеллектуалы, рыбу закатывать и сами сможем

Члены консервативной партии VL-TB/LNNK традиционно выступают против ввоза рабочей силы. Депутат парламента Янис Домбрава ссылается на советский опыт, когда в республику въехало большое число советских граждан.

"Последствия до сих пор не преодолены. Мы знаем, какое влияние это оставило на культурную среду. Латыши до сих пор меньшинство во многих городах. Когда британца в магазине не смогут обслужить на английском, он поймет, что это проблема", — заявил Домбрава.

Политики более умеренного толка также не готовы обсуждать вопрос об упрощении ввоза рабочих в Латвию. Премьер-министр Марис Кучинскис (СЗК) считает, что надо работать над более эффективным использованием имеющихся ресурсов, а также рассуждает о том, как вернуть назад тех латвийцев, которые уехали на заработки за границу. Глава министерства экономики Арвилс Ашераденс ("Единство") заявил, что ведомство поддерживает ввоз только высококвалифицированных специалистов.

"Применение облегченных условий для массового ввоза дешевой рабочей силы не поддерживается, потому что это может создать риски сокращения средней зарплаты для конкретной специальности или отрасли", — заявил Ашераденс.

Политолог Филипп Раевский объясняет позицию латвийского правительства влиянием партии VL-TB/LNNK. "Это одна из трех партий, создающих коалицию. Не будет ее — не будет коалиции, не будет правительства. Европейские партии, которые используют такую (националистическую — ред.) платформу, похожи между собой, они все против иммигрантов, против чужих, все надо своим. И там никакие экономические аргументы не работают".

Лента новостей
0