Первыми попросили Греция, Сербия, Швеция и Финляндия, у которых горит еще больше. У наших, а также литовских вертолетов уже вышел срок использования на пожаре, они должны идти на техобслуживание.
И тут напрашиваются параллели с пресловутым пунктом номер 5 Договора НАТО. Вроде бы все союзники должны сейчас же все бросить и прийти на помощь попавшей в беду стране. Это если у самих все хорошо. А если самим танков и субмарин не хватает? Если их подводные лодки выработали ресурс плавания в холодной воде? Ведь известно, что агрессивные помыслы России распространятся гораздо дальше стран Балтии. В панике Польша, опасаются, вы не поверите, Швеция, Норвегия и даже островитяне. Подданные Ее Величества, просыпаясь каждое утро, бегут к окнам — нету ли русских танков на Лондон-бридж и Трафальгарской площади. Канадский премьер Трюдо шлет свои батальоны в Латвию, защищаясь от путинских войск уже на дальних подступах к Монреалю и Оттаве.
Неужели в случае реальной опасности надежда только на наемников? Как известно, Латвия приняла предложение о помощи в тушении пожара от одной немецкой частной компании. Оцениваются технические параметры этого сотрудничества. Наверное, речь идет о стоимости их помощи.
Как бы то ни было, в таких условиях некрасиво и предательски поступили первые лица государства — президент, премьер и глава МИД, уйдя в отпуск все втроем. Перефразируя знаменитую фразу Карлиса Улманиса, произнесенную им, когда пришли русские, "вы оставайтесь на своих местах, а я пошел в отпуск".
А ведь представляете, как бы они могли помочь спасателям, лично участвуя в тушении? Как вдохновили бы пожарных и добровольцев своим примером? И это, кстати, для президента Раймондса Вейониса был редкий шанс вернуться в замок "на коне", совершив какой-нибудь подвиг. Например, спася из огня котенка или корову — это уже решать его специалистам по PR и коммуникациям. А то ведь в последнее время народная любовь к президенту заметно пошатнулась.
А начальник МИД? Разве сейчас не пригодились бы личные связи Ринкевичса в поиске вертолетов? Ау!
В-общем, не пришла пожарным подмога. Надо ждать осенних ливней. В таких условиях у некоторых не особо смекалистых латвийцев возникает вопрос. Вернее, не возникает, он висит в воздухе, как дым пожарища: а слабо попросить помощи у России? Варианты ответа: нельзя, запрещено, только в крайнем случае, мы проконсультируемся в НАТО, ты что, дурак?— Подчеркнуть нужное. Чтобы доблестные крылья МЧС взмыли в воздух и обрушили кубометры реки Волга или Западная Двина на пламя, пожирающее стратегическое богатство Латвии — леса и торф.
Бьюсь об заклад, они прилетели бы, даже если у них не пройден техосмотр, даже если у самих горит по самое не могу, даже вопреки санкциям и другим обидам. Да сам Путин сядет за штурвал винтокрылой машины.
Но нет! Нельзя латышам просить помощи у России. Вот даже у белорусского батьки можно, а у России — нет. И дело не в зеленых человечках-аквалангистах, которые ее летающие цистерны могут доставить на нашу территорию и расплодить по болотам, как лягушек. И даже не в принципе. Просто они боятся, что русские прилетят помогать, а потом останутся. Просто забудут вернуться. Так что уж лучше пусть все горит синим пламенем.