На Форуме по безопасности в американском штате Колорадо гендиректор департамента внешней разведки Эстонии Микк Марран заявил: "Мы установили состоящую из политиков, журналистов, дипломатов, бизнесменов сеть… агентов влияния России, которым говорят, что им следует делать. Мы ясно видим, что эти люди навязывают российский план действий".
Примечательно, что это утверждение Марран не подкрепил какими-либо подробностями "российского плана" или хотя бы именами эстонских участников подрывной деятельности.
Из 64 страниц недавнего доклада эстонской внешней разведки о планетарной безопасности российской угрозе отводится более 50 страниц. На этом фоне продолжение кампании об агентурных сетях и гибридных планах России выглядит вполне закономерным развитием.
Шпионские игры
Внешнюю разведку Эстонии (структура министерства обороны) Микк Марран возглавляет не первый год. До этого получил степень магистра по вопросам стратегии национальных ресурсов в National Defense University (США) и должен серьезнее относиться к информации. Голословные рассуждения руководителя такого уровня о растущей агрессивности России и неких "агентах влияния" Кремля выглядят странно.
С другой стороны, не следует представлять географическую окраину альянса оживленным перекрестком, куда мечтают попасть все разведчики мира. В Эстонии в среднем один раз в год кого-то задерживают по подозрению в шпионаже, и все же заметные операции, громкие провалы или судебные процессы здесь редки в силу целого ряда объективных факторов. Пожалуй, самое громкое имя – Алексей Дрессен. Чаще на этом операционном пространстве действуют местные (эстонские) контрабандисты.
Мышиная возня
Степень шпиономании в странах Балтии такова, что в работе на российскую разведку могут объявить даже козловой кран. При этом своеобразие балтийского шовинизма заключается в том, что Таллин несколько переоценивает свою геополитическую значимость в современном мире.
Можно сколько угодно конструировать виртуальные "агентурные сети" и "нарушения границ", терпеть американо-британскую оккупацию и вздрагивать от раскатов грома над Финским заливом. Но крайние проявления шпиономании и внешнеполитические рекомендации Москве – не лучший выбор для Таллина.
Ни один российский "Искандер" или "Кинжал" не угрожает Эстонии – ровно до тех пор, пока она не создаст реальную угрозу безопасности ближайшему соседу. Если кто-то в Таллине думает иначе, представляя себя частью могучего сияющего мира перед лицом угасающей "империи зла", прозрение может оказаться запоздалым и горьким.