РИГА, 17 июл — Sputnik. Хотя на саммите НАТО президент США Дональд Трамп заявил, что страны НАТО должны поднять оборонные расходы до уровня 4% от их ВВП, в Латвии такое увеличение военного бюджета пока не рассматривается, заявил премьер-министр Марис Кучинскис в эфире передачи LTV Rīta panorāma.
Трамп неоднократно высказывал свое недовольство тем, что многие страны до сих пор не выполнили соглашение, согласно которому оборонный бюджет стран НАТО должен составлять 2% от их ВВП. Латвия, отметил Кучинсскис, эти обязательства выполняет.
"Но увеличивать бюджет только ради того, чтобы отчитаться, что мы достигли какого-то процентного показателя, не собираемся. Надо понимать, что если мы поднимаем расходы на отрасль обороны, где-то придется снять. Мы тратим 2% от ВВП на оборонные нужды, скрупулезно следя, чтобы деньги расходовались целенаправленно. И самоцели увеличения расходов ради достижения каких-то процентов – нет", — признал Кучинскис.
Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс, который присутствовал на саммите НАТО в Брюсселе, ранее заявил, что оборонный бюджет Латвии необходимо увеличить, правда, не до 4%, которые требует Трамп, а до 2,5%. Министр обороны Раймондс Бергманис полагает, что Латвии не избежать переговоров о повышении оборонного бюджета, глава Минфина Латвии Дана Рейзниеце-Озола уже придумала, как проводить эти переговоры: Латвия согласится увеличить свои расходы только после того, как все страны альянса достигнут планки в 2%.
Решение о том, что Латвия, Эстония и Литва увеличат оборонные бюджеты до 2% ВВП, было принято еще в конце 2016 года в ходе рабочей встречи министров обороны стран Балтии. А после того, как американский министр обороны Джеймс Мэттис отчитал европейские страны за недостаточное финансирование НАТО, Ринкевичс пообещал, что оборонный бюджет Латвии будет увеличен уже в 2018 году.
В России критически воспринимают увеличение бюджета НАТО. Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко ранее заявлял, что если все страны НАТО выполнят критерий об отчислениях в бюджет организации 2% ВВП, то совокупные расходы Европы достигнут примерно 400 миллиардов, и эти запредельные деньги могут пойти на борьбу с так называемым большим противником, а не с терроризмом. Грушко подчеркивал, что вся активность Североатлантического альянса на восточном фланге направлена на создание плацдарма для проекции силы в направлении России.