РИГА, 16 июл — Sputnik, Игорь Мейден. О том, насколько много людей из Латвии путешествуют по Монголии, можно было судить уже по тому, что ни в одном книжном магазине Риги не нашлось ни путеводителя, ни даже самой захудалой карты азиатской страны. Даже в специализированных магазинах "для путешественников", где, кажется, есть издания о любом месте на Земле, Монголия спросом явно не пользовалась – при этом продавались путеводители "По берегам Антарктиды". Это все еще сильнее подталкивало отправиться в путешествие по удивительной стране: такая азиатская экзотика – и исключительно мало кому известная в Латвии.
Первая точка на маршруте – место, где когда-то было легендарное царство Чингисхана – город Каракорум. Как добраться? Можно было, например, присоединиться в группе путешественников на джипах из Иркутской области, но цены там звучали такие, что дешевле было проехать половину Латинской Америки. Поэтому решил путешествовать сам, дикарем, положившись на удачу.
Тайна далекой степи
Поезд Рига-Москва, самолет Москва-Иркутск, снова поезд – Иркутск-Улан-Удэ, наконец, ночной автобус до Улан-Батора, а оттуда еще полдня на маршрутке и самосвале (спасибо водителям, совершенно не говорившим по-русски, но все правильно понимавшим) с высадкой в степи – аккурат на месте древнего царства.
Там меня ждала уважаемая монгольская исследовательница Гэрлээ Бонзоева, с которой я пять лет назад познакомился в Туве во время экспедиции Русского географического общества "Кызыл-Курагино". Гэрлээ была одной из тех, кто много лет назад участвовал в раскопках на месте Каракорума, она внесла лепту в присвоение территории статуса "Памятник всемирного наследия ЮНЕСКО".
Сейчас на месте легендарной столицы царства Чингисхана лишь степь, а в стороне, на окраине города Хархорин – один из старейших буддийских дацанов (монастырь) Эрдэнэ-Зуу ("Сотня сокровищ"). Хотя в древности, как писал сам Марко Поло, Каракорум по своему богатству и великолепию превосходил любые города Европы и Востока. Но по мере угасания империи Чингисхана враги все отчаяннее нападали на город. В итоге огонь и время уничтожили Каракорум, а оставшиеся камни крепостной стены перенесли для фундамента монастыря Эрдэнэ-Зуу, построенного в 1585 году.
До сих пор в степи часто находят артефакты далекого прошлого: ножи времен Чингисхана, монетки, статуэтки разных божеств.
"И сколько еще тайн скрыто здесь не знает никто. Хотя экспедиции тут раньше проводили масштабные, но всю степь, понятно, перекопать невозможно. И вы прямо сейчас можете случайно тут найти какой-то ценный артефакт", — заинтриговала Гэрлээ Бонзоева.
Монгольский след Александра Невского
Считается, что Каракорум появился в 1220 году — на берегу самой полноводной реки Монголии Орхон. Просуществовала столица Империи до 1260 года. Хотя до сих пор спорят: город появился "при Чингисхане" или уже позже, во время ханства его третьего сына — Угэдэя.
В центре столицы был огромный дворец "Десяти тысяч лет благоденствия", защищала город мощная крепостная стена. Каракорум стал главным лагерем, где правитель Империи, "равной которой не знал мир" (контролировала территорию от Тихого океана до Балтики и запада Средиземного моря), оставлял семью на время походов, здесь же был центр производства оружия и подготовки монгольских войск. В Каракоруме бывали многие правители и полководцы из самых разных частей планеты. Сюда более чем за семь тысяч верст шли за ярлыками русские князья, в том числе Александр Невский.
Тогда к Каракоруму были проложены дороги от крупнейших городов соседних стран и царств. К примеру, только на одной линии Каракорум-Пекин находилось около сорока почтовых станций через каждые 20-30 километров. Знаменитый персидский ученый и исследователь Рашид-ад-дин писал, что с китайской стороны еженедельно прибывали в Каракорум пятьсот повозок (по две-три каждый час), груженые съестными припасами, напитками, разными вещами.
Но после 1260 года столицу империи монголов вначале перенесли в город Шанду, потом в Пекин, а Каракорум стал приходить в упадок, и в итоге был разрушен китайскими войсками и местными племенами, которые не могли поделить территорию. На века об этом месте забыли вовсе: где была та самая первая столица Монгольской Империи?
"Именно благодаря исследователям Русского географического общества Каракорум вышел из небытия – в 1886 году. Тогда отряд казаков с русским путешественником и исследователем, участником географического общества Николаем Ядринцевым отправился к верховьям реки Орхон, и все лето они искали развалины Каракорума. Они начали здесь большие раскопки, которые продолжили в 1891 году – и нашли все доказательства, подтверждающие, что именно тут был Каракорум. С тех пор экспедиции продолжались регулярно и, на самом деле, точка не поставлена по сей день", — рассказывала Гэрлээ, пока мы с ней объезжали на лошадях территорию, на которой запросто поместилась бы треть Риги.
Вода, разбивающая скалы
Но и вокруг Каракорума, куда теперь стараются попасть исследователи древностей из множества стран, полным-полно всего загадочного. На следующий день мы решили отправиться к самому большому водопаду Монголии — Улан Цутгалан на реке Орхон.
Все дороги остались позади, впереди только направления – колеи от колес в горной степи среди застывших острых кусков лавы, легко распарывающих днище автомобиля. Более тридцати тысяч лет назад здесь произошло извержение вулкана — лава покрыла всю долину реки Орхон на сотни километров.
Застывшую лаву разбили мощные притоки и рукава Орхона, буквально выбившего за тысячи лет глубокий каньон. Много тысяч лет назад в горной местности было страшное землетрясение, которое сместило пласты, и на пути реки образовался огромный обрыв. Сейчас вода здесь падает с высоты около двадцати пяти метров, а ширина реки около пятнадцати.
Природа здесь удивительная, но и, как говорится, "культурный ландшафт" долины Орхона впечатляет. В советские годы тут проводилось немало экспедиций, которые, наверное, возобновятся уже через год. Поговаривают, что новые экспедиции инициируют китайские ученые вместе с монгольскими, а россияне присоединятся.
Эта местность тоже не забыта ЮНЕСКО: огромная территория – один сплошной памятник эволюции кочевой пастушеской цивилизации, существовавшей здесь более двух тысяч лет до нашей эры.
Тут что ни валун, так с тюркскими руническими надписями, среди застывших кусков лавы возвышаются древние каменные стелы, а кочевники ставят юрты близ древних святилищ, предварительно совершив то ли буддийские, то ли шаманские ритуалы – чтобы задобрить духов местности. И если духи будут довольны, тогда и путешественникам мешать никогда не станут. А последнее мне было особенно важно, ведь поездка к месту, где было древнее монгольское царство, — это только начало.