РИГА, 16 июл — Sputnik, Евгений Лешковский. Фестиваль Dinaburg-1812 собрал рекордное количество участников из Латвии, Литвы, России, Беларуси, Польши, Германии.
Сотни бравых солдат и офицеров, ну и, конечно, тысячи зрителей, пришли посмотреть на сражение за Динабургскую крепость.
Высокая цена победы
"Этот фестиваль военной реконструкции мы проводим уже в четвертый раз – с целью популяризации истории нашего города, нашей знаменитой крепости. В 1812 году ее небольшой гарнизон отбил десятикратно превосходящие войска армии Наполеона Бонапарта, которые изначально планировали легкую победу. Фестиваль мы проводим в выходные июля, максимально близкие к важной дате. В этот раз дни фактически совпали", — говорит Sputnik сотрудник информационного центра музея Даугавпилсской крепости Марис Грунскис.
В наши дни реконструкция событий более чем двухсотлетней давности – это часовое ярое (и яростное!) сражение, а в 1812 году штурм крепости длился три дня.
В марте 1810 года военный министр Барклай-де-Толли, понимая, насколько важно иметь сильные укрепления на западных рубежах Российской Империи, поручил инженер-полковнику Гекелю найти место для строительства крепости. А потом началась большая работа – чтобы завершить уже существовавшую Динабургскую крепость, комендантом которой назначили опытного артиллериста генерал-майора Уланова.
Но к началу войны с Наполеоном укрепления Динабургской крепости достроены еще не были – и армия Бонапарта, — полки под командованием маршала Удино — планировала ее занять буквально сходу. Не вышло! Удино был разъярен упорным сопротивлением русских: он атаковал крепость почти без перерыва, но Уланов умело отражал нападения — хотя в гарнизоне находилось всего 2 500 человек.
Оборона Динабургской крепости была одним из первых победных сражений русской армии в войне с Наполеоном.
Война и ее герои
И в эти выходные участники реконструкторских клубов постарались максимально точно показать гостям фестиваля Dinaburg-1812, как все происходило более двухсот лет назад. Артиллерийские расчеты под руководством славных реконструкторов снова блеснули невероятной скоростью и меткостью стрельбы. Динабург грохотал! Перед крепостным валом и на нем самом все было в густом дыму от пушечных выстрелов, комья земли летели в стороны, огонь лился из мощных орудий. А как только стихали пушки, так давали о себе знать ружья защитников крепости и их противников.
Военный состав крепости в эти дни был в основном из латвийских (гарнизона Динабургской крепости, Рижского клуба исторической реконструкции, общества "Эксплорерс" и, наконец, известнейшего латвийского клуба "Русско-немецкий легион") и белорусских клубов. В свою очередь "на стороне Наполеона" в основном "воевали" клубы из России (вот ведь Судьба – дама, которая еще и не такое себе позволяет!), Литвы и Польши, которых поддерживала лишь одна латвийская Балтийская военно-историческая ассоциация.
Наверное, самым почетным участником фестиваля был Франк Хюблер из Лейпцига, который является одним из родоначальников европейского реконструкторского движения. Он "в реконструкции" уже 34 года и, сколько себя помнит, всегда специализировался на русской истории.
"В последние годы я особенно активно участвую в реконструкторском движении. Например, две недели назад был на Мальте, где мы воссоздавали сражения времен 1812-го, а через четыре буду участвовать в Бородинском сражении. В прошлые выходные был в Вильнюсе, а теперь вот в Даугавпилсе, где все организовано на самом высоком уровне", — сказал Sputnik Франк Хюблер.
Реконструкция – это всегда серьезно!
"Когда-то еще в Ленинграде я учился в университете и все свободное время проводил в музее Суворова. Внимательно изучал, в том числе, форму русской армии разного времени. Например, сегодня на мне форма полковника Преображенского полка", — показывал себя почетный гость из Лейпцига.
Люди, которые полностью погружены в реконструкторское движение, ко всему относятся предельно серьезно – и к истории сражений, и к любым элементам формы, не говоря уже об оружии.
"Например, эполеты и султаны делают превосходные мастера в России, в Москве, которых единицы. Знаете, как султаны для головного убора офицера делают? Из конского волоса. В султане 20 000 волосинок, которые закрепляют вручную. Мой друг из Чехии делает первоклассные сабли, из Словакии — шпаги. В свою очередь исторические копии гвардейских нагрудных знаков и орденов делают на высочайшем уровне на Украине и в Германии", — говорит Франк Хюблер.
О форме участников реконструкторского движения гости фестиваля спрашивали особенно часто. Еще бы – все такое необычное. Вот, например, белорусский участник в огромном кальбаке – головном уборе из шкуры медведя (хотя иногда его делали из собачьей или лисьей).
"Такие головные уборы носили, например, гренадеры и саперы. Между прочим, тогда саперы ходили еще и с топором, но только не по минному полю, как в наши дни, а первыми на ворота и любые укрепления. Топорами саперы проламывали любые ограждения, шли всегда в первых рядах. Причем, у нас все предельно функционально – даже борода, которая защищала лицо, и толстый кожаный фартук на животе, спасавший даже от сильных прямых ударов во время атаки", — показывал "все на себе" Андрей Левченко из минского клуба военной реконструкции.
О том, насколько участники фестиваля действительно серьезно относятся к любимом делу, говорит и такой факт. Литовцы, пять человек из города Утена, пришли на фестиваль в Даугавпилс… пешком. Они шли, как и полагается — в форме, почти неделю.
Словом, друзья, военная реконструкция – это для многих дело жизни, а не так, "в солдатики поиграть". Наконец, благодаря таким вот энтузиастам, которые даже пешком готовы идти на фестиваль, а элементы формы собирать чуть ли не по всему свету, другие люди лучше себе представляют историю, а перед глазами буквально оживают картины славного прошлого.