РИГА, 4 июл — Sputnik, Андрей Солопенко. Во многих странах Европы популистские политические силы постепенно усиливают свои позиции, тогда как в Латвии всё еще пользуются успехом традиционные партии. Но не исключено, что по итогам осенних парламентских выборов в Сейме тоже может появиться фракция, которая серьезно изменит сложившийся баланс сил.
Главным политиком-популистом в Латвии считается актер Артусс Кайминьш, избранный в Сейм по списку Регионального объединения и известный своими едкими комментариями в адрес многих представителей правящих партий. Перед выборами он прямо обещал вывести их всех на чистую воду, а также серьезно перетрясти государственное управление, чтобы кардинально изменить ситуацию в стране.
Но в июне текущего года, по данным центра SKDS, рейтинг KPV LV составил 4,4%. А это уже говорит о том, что Кайминьш вполне может продолжить лицедействовать и в следующем парламенте, да не один, а с группой единомышленников.
Рост рейтинга за ночь в изоляторе
По мнению профессора Латвийского университета, декана факультета социальных наук, политолога Юриса Розенвалдса, Кайминьш является ярким представителем волны популизма, которая в последнее время бушует в Европе. Поэтому, по мнению эксперта, удивительно, что поддержка KPV LV находится на довольно низком уровне относительно политических сил той же направленности в некоторых других странах Евросоюза.
"В 2016 году мне казалось, что KPV LV будет стабильно находиться в районе 5—10%, но потом ее рейтинг упал очень сильно. Однако, я думаю, им вполне по силам попасть в парламент, потому что в Латвии явно имеется часть электората, готовая поддержать такого рода лидера и голосовать за предлагаемые им идеи. Так что резерв его партии — это избиратели, которые заявили, что пока не решили, за кого будут голосовать", — отметил Розенвалдс.
То увеличение поддержки партии, которые можно сейчас наблюдать, эксперт связывает с недавним задержанием Кайминьша.
"Учитывая все обстоятельства, при которых его забрали, когда в документах о выдаче Кайминьша не было указано его имя, да и само лишение его депутатских полномочий было оформлено юридически неверно — все это явно сыграло ему на пользу, что, кстати, предсказывали мои коллеги", — указал политолог.
Стеснительный электорат Латвии
Кроме того, Розенвалдс не исключил, что рейтинг KPV LV вполне может быть даже выше указываемого, так как респонденты, участвующие в социологических опросах, просто не желают раскрывать свои предпочтения.
Однако другой политолог Филипп Раевский, несмотря на рост рейтинга KPV LV, сомневается в способностях этой политической силы преодолеть 5%-ный барьер.
"KPV LV – партия одного человека и этот человек — Кайминьш, которого невозможно клонировать в пять избирательных округов. Если бы было пять Кайминьшей, то я бы сказал, что шансы на прохождение в Сейм очень высоки, но с одним Кайминьшем они намного меньше", — пояснил свои сомнения Раевский.
Премьер-адвокат или премьер-лицедей
Более того, кандидатом в премьер-министры от KPV LV оказался выдвинут вовсе не Артусс Кайминьш, как лидер и основатель данной политической силы, а присяжный адвокат Алдис Гобземс, выступивший представителем в суде нескольких людей, пострадавших при крушении магазина Maxima в Золитуде и ставший членом партии лишь за несколько дней до своей номинации.
По словам Розенвалдса, со стороны KPV LV это было логичным шагом, так как Кайминьш и премьер-министр — это две несовместимые вещи.
Раевский придерживается схожего мнения. Он считает, что избиратель просто не поймет, если Кайминьш станет претендовать на пост премьера Латвии.
"Я думаю, что люди отлично понимают, что Кайминьша в роли премьера очень трудно представить. А Гобземс — репрезентативный адвокат, вызывающий намного больше доверия, и он как премьер смотрится куда лучше, чем Кайминьш", — подчеркнул эксперт.
Латышское "Согласие"
Оба политолога сходятся во мнении, что номинация Гобземса на пост премьер-министра — это символический шаг. Маловероятно, что ему удастся занять эту должность, кроме того, шансы на то, что KPV LV вообще будет в правительстве, крайне малы.
"Ясно, что такого успеха на выборах, как "Движение пяти звезд" в Италии, они не достигнут, поэтому формировать правительство у них не получится, да и вообще, думаю, что они и сами не хотят этого. В таком случае удел KPV LV – это крикливая оппозиция, занимающаяся привлечением к себе внимания и постоянными упреками в адрес правящих партий, что они все делают неверно и не думают о людях. И, честно говоря, мне кажется, что для нынешних правящих партий было бы страшным сном, если бы им вдруг пришлось формировать правящую коалицию с KPV LV. Кайминьш для них такое же табу, как и "Согласие", – заявил Розенвалдс.
Раевский высказался на этот счет более категорично, заявив, что ему вообще трудно представить, чтобы какая-либо из партий согласилась работать с KPV LV.
Интересно, что если раньше такое обычно говорили про политические силы, за которые в основном голосуют русскоязычные граждане, то теперь здесь может оказаться и партия, пользующаяся успехом у преимущественно латышских избирателей. Тут возникает вопрос о том, сможет ли партия сохраниться вообще, или же их депутаты начнут быстро разбегаться в поисках более теплых мест, как это уже не раз бывало в латвийской политике.