РИГА, 4 июл — Sputnik, Симона Алексеева. По случаю празднования 100-летия государственности Латвии и Праздника песни, ставшего одним из основных событий этого года, особую актуальность обрела тема идентичности.
Вот и шестая Рижская международная триеннале искусства текстиля и волокна "Традиционное и современное" на этот раз избрала идентичность своей темой. Выставка "Идентичность" проводится в рамках программы 100-летия государственности Латвии. В фокусе оказалась не только национальная идентичность, но и принадлежность человека к самым разным группам – социальным, политическим, религиозным, а то и просто категориям в чисто философском смысле.
Именно так и задумывалась эта экспозиция — как панорама всевозможных трактовок идентичности: глубокомысленных и поверхностных, обеспокоенных судьбой всей планеты и основанных исключительно на личных переживаниях. Из всех этих разрозненных кусочков пазла складывается картина идентичности исторического периода, в который мы с вами живем.
Всего в выставке участвуют 93 художника из 26 стран мира — от Великобритании до Японии, от Америки до Финляндии. Эпицентр экспозиции – 38 работ художников из Латвии, Литвы и Эстонии, дружно празднующих в 2018 году 100-летие государственности. Литовская художница Виргиния Кирвелиене в своей злободневной инсталляции "Отъезд. Возвращение?" рассматривает проблему коллективного "гастарбайтерства" балтийцев. Многочисленные надувные подушки для путешествий украшают традиционные для нашего региона орнаменты. Вернутся ли уехавшие на поиски лучшей жизни за границу на свою историческую родину, покажет время.
Эстонская художница Лилиан Мейстер, переехав жить из Таллина на железнодорожную станцию в Пярнском районе, изображает на своих работах не только связанную с рельсами, составами и вагонами окружающую действительность, но и визуализирует нашумевшие слова политиков. Красующиеся посреди железнодорожной романтики многочисленные несушки – реакция на спровоцировавшие в Эстонии феминистический скандал высказывания министра юстиции Урмаса Рейнсалу про "квохчущее стадо".
Литовка Северия Инчираускайте-Крауневичиене вышивает крестиком васильки, маки и другие цветы на суровых армейских касках. Ее инсталляция "Убить во имя мира" с выстроенными в ряд касками с вышивкой – настоящий гимн пацифизму. Британка Кристина Сойер в своем гобелене "Разрыв" рефлексирует на тему Brexi.
Шведка Сара Эркер создала гигантский вымпел с вышитой морковью "Травоядные, Daucus Carota" как символ модного сегодня вегетарианства. Иллюстрируя мысль "мы то, что мы едим", художница-вегетарианка хотела придать обычному овощу новую ценность в глазах посетителей выставки.
Какие еще варианты идентичности рассматривают художники? Самая гипнотизирующая работа принадлежит британке Сью Стоун. Художница разразилась серией 12 автопортретов "Я — это я", в которой примерила на себя самые разные маски идентичности – от мусульманки в парандже до разукрашенного пирсингом панка с надписью на свитере "Я хочу быть собой!", от потерявшей человеческий облик бомжихи до успешной интеллектуалки элегантного возраста. "По украшениям и одежде мы обычно тут же безошибочно вычисляем социальный статус и происхождение других, — поясняет свой замысел художница. — Однако внешняя скорлупа и всевозможная "упаковка" — оттенок кожи, одежда и аксессуары – способны полностью изменить мою внешность. На всех этих таких разных портретах изображена я. Мне хотелось, чтобы каждый посетитель выдвинул собственное предположение – так какая же я все-таки на самом деле?".
Выставка "Идентичность" проходит в большом зале выставочного зала Arsenāls (Старая Рига, ул. Торня, 1) до 16 сентября.