РИГА, 11 июн — Sputnik, Людмила Прибыльская. Задача сплочения латвийского общества в ближайшие годы останется чисто теоретической, признали чиновники, отчитываясь в профильной комиссии Сейма. Государство фактически свалило финансирование общественных проектов и национально-культурных обществ на плечи самоуправлений, по обыкновению не дав на это ни цента.
По самому направлению общественной интеграции через одноименный фонд при Министерстве культуры в год проходит 31 303 евро и больше не предвидится. Это 0,2% от затрат по бюджету подготовленного на утверждение кабмина Плана реализации политики национальной идентичности, гражданского общества и интеграции на 2019 год и 0,4% от бюджета на 2020-й.
Если не приглядываться к этим унизительным цифрам, надо признать: красивые бумаги в Латвии сочинять умеют. На предстоящие два года Минкульту надлежало выработать новаторскую политику в этой чувствительной области, что он и сделал, проведя ряд исследований и даже выездных встреч. Заместитель госсекретаря Инита Пауловича гордо рассказывала, как рады были общественники в регионах, когда к ним пожаловали гости из столицы. Однако суть разговоров на местах оказалась совсем не радостной…
"Ситуация в регионах гораздо печальнее, чем в Риге, — признала Пауловича. — Важно наладить сотрудничество с самоуправлениями, они не знают, что делаем мы, а мы не знаем, что делают они. Бюрократия кажется общественным организациям очень запутанной, ее надо упрощать".
Упрощай не упрощай, а денег на реализацию политики интеграции в стране нет и не предвидится. Интересно, как Минкульт "замыливает" этот вопрос: хотя цифровая часть представленного плана и озаглавлена "Оценка влияния на бюджеты государства и самоуправлений", про расходы самоуправления в ней не сказано ни слова. Может, потому, что их вклад в интеграцию несоизмеримо больше, чем вклад правительства? Но консолидированных данных по этому вопросу нет.
Как и многие другие сферы, политика интеграции ведется непоследовательно, признают чиновники. Исследования нерегулярные и хаотичные, статистика выборочная, мониторинга и углубленного анализа данных нет. В экспертном сообщении Маурини, Осе, Капранса и Лаце указывается, что надо это делать хотя бы раз в три года за счет госбюджета, но средств нет.
Вместо денег авторы плана, подписанного министром культуры Даце Мелбарде (Национальное объединение) предлагают новое понятие – "дизайн" госуправления и плановой политики. Мол, систематический мыслительный процесс породит новые взгляды и понимание, а затем и новые решения, как вовлечь население в интеграцию.
Сухие факты опровергают эти мечты. Плановые цели обозначены расплывчато – "улучшить", "способствовать", "увеличить".
Как только доходит до дела, проявляется суть политики интеграции: накормить тремя хлебами сотни тысяч голодных. Однако Даце Мелбарде далеко не Христос и чудеса не творит. Поэтому уже долгие годы сохранение своеобразия национальных культур – это имитация работы при неизменно ничтожном финансировании Фонда общественной интеграции в размере 31 тысячи евро. В то же время на сохранение культуры суйтов и ливов отпускают 10 тысяч. Эти исчезающие народности насчитывают несколько сот человек, к нацменьшинствам в стране принадлежит 38% жителей…
Издержки монополии
Фонд общественной интеграции "укрепляет латвийское культурное пространство" через Ассоциацию национально-культурных обществ Латвии (АНКОЛ), "послов культуры" и фестиваль национальных культур с участием 50 обществ и 500 человек.
"Почему в официальных документах адресация идет только на АНКОЛ?" — спросила депутат Елена Лазарева ("Согласие"). Ей как члену Союза белорусов Латвии эта тема известна не понаслышке: фактическая монополизация национально-культурной деятельности под крышей Ассоциации оставляет за рамками процесса множество других объединений, сложившихся уже после 1990-х годов. "Нельзя в Плане называть только одно объединение, надо хотя бы добавить оговорку про другие организации нацменьшинств", — настаивает Лазарева.
В ответ Инита Пауловича сослалась на то, что чиновники руководствуются законом, а в нем упомянут только АНКОЛ. Вероятно, для Минкульта в этом есть некое удобство: подручный АНКОЛ высказывается по теме нацменьшинств как надо и довольствуется выделенным ему в Риге зданием и небольшой финансовой помощью.
Если оговорка Лазаревой будет вписана в план, то влиять на политику интеграции уже смогут те реально действующие 324 организации, которые уже упомянуты в плане на 2019-2020 годы. На кону — запрошенные, но пока не принятые в бюджете около 500 тысяч на поддержку общественной активности нацменьшинств через Фонд общественной интеграции. При утверждении этой опции каждое из 324 национально-культурных обществ может получить по полторы тысячи в год. Небольшие деньги, но все же это в 15 раз больше нынешней 31 тысячи на всех.
Вместо интеграции латышскость?
В новом плане интеграции его основой Минкульт провозглашает латышскость и латышский язык, русский и прочие используемые в Латвии языки называются "иностранными".
"Латвия многонациональна, главная идея интеграции общества – Латвия как государство, принадлежность к которому гораздо важнее, чем языковая принадлежность, — возражает Елена Лазарева. – Народ может сплачивать Латвия, а не латышскость".
"Речь не о том, чтобы был один язык, но латышский – основа коммуникации, это общественное благо, которое предлагается абсолютно всем, — ответила Пауловича. — Государство демонстрирует, что ему важно, чтобы люди, в том числе приезжие, знали язык. Еще стоит вопрос о сохранении латышских традиций в эмиграции. Чтобы все понимали, почему мы отправляемся на Янов день в венках, что отличает Латвию от других стран".
Тем не менее декларации здесь опять расходятся с жизнью. Уровень знаний государственного языка среди нацменьшинств повысился с 23% в 1989 году до 94% в 2014-м, но его использование в общественном пространстве и неформальных связях не растет пропорционально, особенно в Риге и в Латгалии, что приводит к "самоизоляции русскоязычных жителей".
При этом курсы изучения латышского, спрос на которые велик, проводятся нерегулярно. "Сегодня в Латвии нет системного механизма освоения латышского теми жителями, у которых его знания недостаточны", — говорится в проекте Плана. Вряд ли лекарством будут намеченные Минкультом пять ежегодных мероприятий "сотрудничества молодежи латышей и национальных меньшинств" для полноценного включения последних в общество, с участием до 400 детей и юношей (по бюджету для этого предназначено 20 тысяч евро).
Другое дело — освоение латышского языка в диаспоре. Для восточной (в России) обещаны шесть учительских ставок и помощь 45 воскресным школам в аренде помещений и оплате учебных пособий. Для западной – оплата летних школ в США, Австралии и Европе, а также проводимые совместно Латвийским университетом летние курсы и лагеря для детей и подростков. На все это выделяется 402 796 евро.
На 10 семинаров на 120 человек, 3-дневный лагерь для 50 учителей, три методических семинара в трех странах, форум диаспоры на 100 персон раз в два года, издание учебных материалов Министерству образования выделено еще 132 тысячи евро. А на освоение латышского и повышение уровня знаний собственных жителей (1000 и 600 человек в год) – 220 тысяч. Есть в планах и обучение латышскому 200 реэмигрантов – за 34 149 евро.
Мы говорим "Латвия", подразумеваем НАТО?
Интересно, как Минкульт трактует актуальное направление "Национальная идентичность: язык и культурное пространство". Оказывается, его результатом к 2020 году, в сравнении с 2017-м, должны быть:
— повышение доли нелатышей, в обиходе общающихся на латышском, с 46% до 50% (в своей бюджетной записке на 2018 год Министерство образования оценивало эту долю в 36%);
— рост позитивного отношения жителей к ЕС до 70% против 64%, а к НАТО – до 60% против 50%.
Хорошо бы также нарастить долю патриотов Латвии до 80% (с 77%), а нелатышей, приверженных Латвии, до 55% (с 48%). И как-то увеличить аудиторию латышских СМИ, заодно научив людей отличать лживые новости от настоящих.
В Плане политики интеграции "осознание истории" и "западной идентичности" провозглашается основой идентичности национальной. Правда, инструментов реализации этой идеи у правительства нет: только 10% школьников задействованы в каких бы то ни было общественных мероприятиях, 6% — в общественных организациях, а в политической деятельности – всего 2%. Исследования социальной памяти показывают, что события исторического прошлого молодежь воспринимает спокойнее, чем старшее поколение, и не превращает их в этнолингвистические или национальные барьеры. Тем не менее, она не чувствует силы и возможности влиять на ситуацию в стране и легко покидает ее в поисках лучшей жизни. 44% молодых людей в возрасте до 25 лет и 38% в возрасте от 25 до 34 лет планируют или допускают возможность уехать из страны.
Почему народ не бастует, а уезжает?
Главным проявлением гражданской активности в Латвии остаются выборы, в которых участвует половина людей с правом голоса (52%), признает Минкульт. В прочую деятельность вовлечено около 9% жителей, тогда как в Западной Европе – 25%. Это чтобы вы не удивлялись, почему французы или испанцы выходят на многотысячные митинги, а латвийцы сидят на диванах.
"Возможность сотрудничать связана с доверием людей друг к другу. Согласно Европейскому социальному исследованию 2015 года, в Латвии уровень взаимного доверия составляет только 51%, тогда как в Норвегии – 88%, Финляндии 81%, Дании 86%, — указывается в Плане. – Недостаток доверия снижает функциональность и конкурентоспособность государства".
"Разумеется, этот скорбный вывод свяжут с политикой двухобщинного общества и традиционной националистической риторикой перед выборами, — отмечает депутат Елена Лазарева ("Согласие"). — Однако даже там, где у государства есть все рычаги для управления ситуацией, — в образовании – мы наблюдаем самые низкие результаты в ЕС. Наши школьники главной темой гражданского образования считают… охрану природы (84%), а вовсе не участие в выборах или изменения законов, как их шведские ровесники (80% и 82% соответственно). Видимо, молодежь не интересует коалиционные партии, которым удобно строить свою политику на старых догмах".
На молодежную политику, за которую отвечает Министерство образования, из бюджета выделили 200 тысяч евро. В то же время на реализацию программы ЕС Erasmus+ это ведомство получит в 13 раз больше – 2,6 миллиона, с перспективой роста на 588 тысяч евро. Европе же нужны молодые кадры из Латвии, что тут дешевить? Она сама через программу 70.15.00 это и финансирует.