РИГА, 11 июн — Sputnik. Глава Службы неотложной медицинской помощи Лиене Ципуле рассказала о планах дальнейших преобразований службы в рамках выступления в парламентской подкомиссии по вопросам общественного здоровья. "Неудобные" вопросы ее в тупик не поставили – Ципуле уверена, что решение посадить фельдшеров за руль – правильное, как и непримиримая борьба с необоснованными вызовами, пишет "МК-Латвия".
Лиене Ципуле использует любой случай, чтобы напомнить населению Латвии – бригады неотложной помощи существуют, чтобы спасать жизни и здоровье. А за необоснованный вызов медиков к человеку, у которого, например, "всего лишь" высокая температура, может быть назначена плата, которую повышают до 56 евро.
Более того, если до 14 мая квитанции за такие вызовы выписывали сами медики, то теперь этим будет заниматься специальный человек, сидящий в офисе. Поскольку этому специалисту не придется смотреть в глаза страдающих и зачастую бедных пациентов, то количество квитанций за так называемые необоснованные вызовы может увеличиться", говорится в статье.
Европейский пример заразителен
Ципуле, которая возглавила СНМП несколько месяцев назад, рассказала депутатам о своих планах дальнейших преобразований службы. Она подтвердила, что уже летом в Латвии начнут действовать 11 экспериментальных бригад неотложной медицинской помощи, сформированных в соответствии с европейскими примерами.
"В этих бригадах действительно не будет шоферов. Вместо этого за рулем будут сидеть фельдшеры, что позволит сократить состав бригады с трех человек до двух", — заявила Ципуле.
По ее словам, семь таких бригад будут действовать в Риге, по одной – в Елгаве, Вентспилсе, Даугавпилсе.
При этом Ципуле признала, что среди работников отношение к этому проекту неоднозначное.
"Но спешу успокоить, у нас нет цели переформатировать все 119 бригад. Максимальное количество сокращенных экипажей в будущем – 45. Постепенный переход состоится, если к октябрю мы убедимся в эффективности пилотного проекта", — пояснила глава СНМП.
Результаты пилотного проекта ожидаются осенью.
Идеального отношения не ждите
В рамках выступления перед депутатами Ципуле в очередной раз пожаловалась на хроническую усталость сотрудников неотложки.
"Мы не можем требовать от уставшего фельдшера, приехавшего на двадцатый по счету вызов, идеального отношения к пациенту. Причина проблем – в усталости и выгорании наших работников, особенно в Риге, на которую приходится половина всех вызовов по стране", — заявил Ципуле.
Домой не развозим
Также глава СНМП ответила на вопрос депутатов относительно пациентов, которых "скорая" привезла в больницу, но выяснилось, что госпитализация им не требуется. По словам Ципуле – забота о том, чтобы больной добрался до дома обратно – не дело СНМП.
"Это, скорее, вопрос к приемным отделениям больниц. Мы стараемся без необходимости не отправлять пациентов в больницы. Но надо понимать, что у наших бригад нет таких возможностей диагностики, как в клиниках. По этой причине всех больных с подозрительными симптомами все-таки доставляют в приемные отделения для дополнительного обследования. Как правило, такие пациенты должны были бы сами отправиться в больницу на собственном и общественном транспорте. Но если уж они выбрали поездку на "скорой", то едва ли правильно, чтобы "скорая" везла их еще и обратно", — подчеркнула Ципуле.
Страх перед оплатой
Ципуле сообщила, что в 47% случаев пациенты вызывают бригаду медиков без достаточных для этого оснований, за что им могут выписать счет. В связи с этим депутаты озаботились вопросом: не перестанут ли жители вызывать "скорую" даже в случае реальной угрозы жизни или здоровью из страха перед оплатой. Ципуле считает такие опасения необоснованными.
"Если у человека есть хоть малейшее подозрение, что нужна скорая, нужно без боязни звонить на телефонные номера "112" или "113". Там уже в разговоре с диспетчером будет определено, что делать дальше. Да, люди волнуются о плате за вызовы. Но мы выписываем квитанции только в определенных ситуациях. Это происходит, если диспетчер уже во время телефонного разговора понимает, что оснований для вызова неотложной помощи нет. Тогда диспетчер может либо отказать звонящему в вызове, либо, если наши ресурсы это позволяют, отправить машину, но – заранее предупредив человека, что придется за это заплатить. Только на таких условиях мы применяем плату за необоснованный вызов", — заключила глава СНМП.