РИГА, 4 июн — Sputnik, Симона Алексеева. Как известно, в Риге пока нет музея современного искусства. Этот недостаток с легкостью устранили организаторы первой биеннале современного искусства RIBOCA, с невероятным размахом открывшейся 2 июня в Риге. Этим летом истосковавшимся по качественному искусству фанатам совершенно незачем отправляться за рубеж. До 28 октября латвийская столица пребывает в роли центра современного искусства всей Балтии и Скандинавии. И явно станет еще одним ощутимым магнитом для туристов.
Автор амбициозной идеи биеннале, которая будет проводиться в Риге каждые два года, — переехавшая жить в Латвию россиянка с балтийскими корнями Агния Миргородская. Спонсор мероприятия целиком и полностью — ее отец Геннадий Миргородский, генеральный директор одной из крупнейших российских рыболовецких компаний СЗРК (Северо-западный рыбопромышленный консорциум) и коллекционер.
Лейтмотив биеннале позаимствован у названия книги российского антрополога Алексея Юрчака "Это было навсегда, пока не кончилось", в которой профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) и победитель российской премии "Просветитель" (2015 год) рассуждает о распаде СССР и характерном для того периода ощущении.
Советская система казалась незыблемой, ее обвал для людей стал, с одной стороны, неожиданным, а с другой — совершенно закономерным и логичным. В основе концепции биеннале RIBOCA лежит тема политического слома и связанных с этим перемен — в том числе и произошедших в человеческом сознании. Изменения — постоянный процесс, и цель художественного наполнения раскинувшейся в Риге экспозиции — попытаться их отследить.
Всего в масштабном проекте принимают участие 99 художников и десять арт-коллективов из разных стран мира. Почти треть авторов работ родом из Балтии. На семи площадках в Риге и Юрмале разместились 113 арт-объектов. Что важно: почти половина работ была создана художниками специально для биеннале RIBOCA. Часть объектов интегрированы в городскую среду в парке Кронвальда — за один день все это богатство физически невозможно обойти, лучше растянуть удовольствие на несколько дней.
Итак, в Риге отправляйтесь изучать экспозицию биеннале на Андрейсалу (ул. Андрейостас, 30), в квартиру Кристапса Морбергса (бульв. З.А. Мейеровица, 12), на бывшую фабрику "Большевичка" (ул. Ганибу дамбис, 30), в арт-квартал Sporta2 (ул. Спорта, 2, вход со стороны ул. Ханзас, 10), арт-центр Zuzeum (ул. Лачплеша, 101) и богемное заведение Kaņepes kultūras centrs (ул. Сколас, 15). Отличным поводом отвлечься от пляжных радостей в Юрмале станет визит на арт-станцию "Дубулты" — ныне здание железнодорожной станции целиком отдано под нужды современного искусства.
Главная площадка биеннале — здание XIX века бывшего факультета биологии в парке Кронвальда, в которое мероприятие вдохнуло новую жизнь. Четырехэтажная площадка с длинными коридорами, пустующими аудиториями и залами теперь до крыши нашпигована инсталляциями, видеоработами, фотографиями и живописью на связанные с профилем обители науки темы. Часть работ затрагивает важные проблемы, касающиеся разрушительного воздействия человечества на живую природу.
Так, польская художница Диана Лелонек собрала для своей инсталляции "Жизнь живых вещей" фрагменты мусора — выброшенные кроссовки, остатки швабр и прочую дребедень практически поглотили мхи и лишайники, растения умудряются пробиваться чуть ли не сквозь пластик.
Одна из самых повышающих интеллект видеоработ на бывшем биологическом факультете затрагивает тему призрачного рыболовства — как потерянные рыболовецкими судами сети и рыболовами крючки вредят обитателям Мирового океана. Разные уголки здания украшают инсталляции с портретами передовых деятельниц балтийской науки, изменивших роль женщин в истории, — фактически манифест феминизма. Здесь есть трогательные и забавные, повышающие самосознание и заставляющие задуматься арт-объекты. Живопись представлена в абсолютном меньшинстве — приоритет отдан более современным жанрам.
У каждой площадки биеннале своя специфика. Если бывший биофак выполняет роль связного с наукой, отдавая дань количеству взращенных в этом здании блестящих умов, то арт-квартал Sporta2 посвящен теме скоростей и ускорения, в Zuzeum преобладают арт-объекты на темы философии, а инсталляции на арт-станции "Дубулты" затрагивают органы наших чувств (объекты знакомят со звуками, ароматами, вкусами и так далее).
Каждый художник представлен на биеннале не одной, а несколькими работами, что позволяет создать мини-ретроспективу его творчества. Осенью, когда школьники и студенты вернутся с каникул, на биеннале стартует и обширная образовательная программа. Впрочем, в целевой группе всевозможных мастер-классов присутствует и публика в возрасте 60+. Один из мастер-классов для 60+ в Юрмале в программе арт-станции "Дубулты" посвящен подражаниям звукам живой природы. Я по возрастному цензу до 60+, конечно, пока еще не доросла, но тоже бы с удовольствием приняла участие в таком мероприятии. Следите за полным расписанием актуальных и грядущих событий биеннале на сайте биеннале.