РИГА, 4 июн — Sputnik. Бывший командующий Сухопутными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес рассказал, почему США не должны размещать постоянную военную базу в Польше, в статье на сайте Politico.
НАТО благодаря сплоченности всех своих членов является самым успешным в истории военным союзом. Любая политика, вызывающая риск для этой сплоченности, должна быть подвергнута строгой критической оценке.
Постоянное военное присутствие США в Польше, о котором неоднократно просило польское правительство, — как раз такой случай. Такой шаг может быть предпринят только при условии, если все союзники США будут согласны с тем, что он усилит сдерживание и улучшит безопасность НАТО.
Это вряд ли произойдет — и понятно почему.
Сложно и ненужно
Во-первых, многие союзники США сочтут размещение постоянной военной базы в Польше — или где-то еще в Восточной или Центральной Европе — бессмысленной провокацией. Это даст Москве возможность заявить, что НАТО является агрессором, и ответить на этот шаг, чтобы защитить свой суверенитет.
В отличие от действующей программы ротации войск, которые проводят в стране базирования ограниченный период времени, а затем возвращаются на базу в США, постоянная база потребует создания условий для проживания семей — школ, магазинов и прочей необходимой инфраструктуры. Это может быть воспринято как нарушение Основополагающего акта Россия — НАТО 1997 года. Москва наверняка воспримет это именно так.
Во-вторых, база в Восточной Европе никому не нужна. Действующая программа военных учений и другие меры, включая размещение оборудования, необходимого для бронетанковой бригады, на подготовленных складах, являются частью усилий по адекватному сдерживанию возможной российской атаки. Инициатива НАТО по адаптации, которая должна дать альянсу еще больше возможностей для гибкого реагирования, будет, вероятно, принята на июльском саммите НАТО в Брюсселе.
Размещение батальонов НАТО в Эстонии, Латвии, Литве и Польше в 2017 году показало приверженность альянса политике сдерживания. Скорость, с которой были размещены эти батальоны, доказывает решительность НАТО, а их многонациональный состав отражает сотрудничество альянса.
Особенно важным было решение Германии принять на себя командование батальоном в Литве. Германия решилась первой и разместила свои войска. Это был сильный сигнал как России, так и другим союзникам по НАТО. Возвращение в Европу Канады, которая приняла командование батальоном в Латвии, было еще одним посланием о выполнении обязательств.
В-третьих, с практической точки зрения размещать бронетанковую бригаду в Восточной Европе на постоянной основе просто немыслимо. Это потребует увеличения вооруженных сил США, которое вряд ли произойдет. В противном случае придется переместить существующее соединение из Техаса, Канзаса или Колорадо, что встретит серьезное сопротивление сенаторов от этих штатов. А благодаря решению, принятому шесть лет назад, в Германии больше нет танковой бригады, которую можно было бы переместить дальше на восток.
И наконец, армия США и в особенности Сухопутные силы в Европе выигрывают оттого, что войска в Восточной Европе размещаются по принципу ротации. Они отправляются со своей домашней базы на поезде в Бомонт, штат Техас, плывут на корабле в европейский порт, где снова пересаживаются на поезд или едут военным конвоем в западную Польшу. Именно так они и должны будут поступить во время настоящего кризиса, так что это бесценная практика.
Более того, войска проводят по девять месяцев в полевых условиях или перемещаются между полигонами через границы, имея в два раза больше стрелковой подготовки, чем за год в США. Ежедневное сотрудничество с союзниками по НАТО также очень важный опыт.
Батальоны вместо баз
И все же восточные союзники полагают, что присутствие постоянной базы США значительно усилит эффект сдерживания, так как, по их мнению, Россия никогда не станет атаковать, если существует риск прямой конфронтации с войсками США.
Ходжес рекомендует увеличить логистические и транспортные возможности Восточной Европы, чтобы усилить скорость реагирования сил НАТО. Также он советует разместить в этих странах системы ПВО, чтобы защитить военную инфраструктуру.
У Национальной гвардии уже есть партнерские программы со всеми перечисленными странами Восточной Европы, так что есть и встроенные возможности для усиления военного присутствия США.