РИГА, 30 мая — Sputnik, Симона Алексеева. В арт-галерее Museum.lv проходит масштабная ретроспектива легенды латвийской живописи Дайны Дагнии "Жизнь для искусства. Искусство для жизни". Залы на двух этажах галереи охватывают разные периоды и жанры, в которых она работала – от абстракций и поп-арта для текстильных коллажей до интерпретаций национальных латвийских мифов.
В свои 84 года художница по-прежнему бодра, оптимистично смотрит на жизнь и полна творческих планов. Она – человек мира, успела пожить в Америке и в Японии. В работах Дайны Дагнии национальный латвийский колорит органично уживается с трендами мирового искусства, заправлявшими на протяжении более чем 60 последних лет. Идея ретроспекции – проиллюстрировать судьбу яркой творческой личности в контексте колеса времен.

"Насколько развитие современных технологий изменило искусство – все эти принты, видеопроекции, инсталляции?", — интересуюсь мнением художницы, нарисовавшей свою первую работу еще в шестнадцатилетнем летнем возрасте.
"Никак не повлияло", – уверенно отвечает она. – "Все равно главным видом искусства и сегодня остается живопись. Мои последние работы большие и тяжелые, мне нравится рисовать на картоне – этот материал хорошо принимает краску".

Герои полотен Дайны Дагнии очень разные – диктатор Пиночет, символ американской культуры Энди Уорхол, коровы и принцессы, афганские беженцы и мифологические существа. Цикл "Древние озера" иллюстрирует непростую историю Латвии. Целая плеяда женских образов предстает в зале, посвященном периоду создания текстильных коллажей. Для художницы эта техника – своего рода медитация и возможность продемонстрировать внимание к мельчайшим деталям.
"Какое период творчества вам ближе и дороже всего, если попросить оглянуться на вашу богатую творческую жизнь?", — спрашиваю у Дайны Дагнии.
"Мне важен абсолютно каждый из них", — утверждает она. — "Одно время я увлеклась абстракциями. Уехала на японский остров Окинава на полгода, сняла в аренду дом, в роли которого выступила будка, и садилась рисовать прямо в открытых дверях — любуясь дивным естественным светом. Окинава очень сильно повлияла на мое воспринятие мира".

Полотно "Жительницы Окинавы" с несущими на головах сосуды японками в ярких полосатых одеждах – отдельная радость для глаз.
На вибрирующих сочными красками работах живой легенды разворачиваются зарисовки из повседневной американской жизни и изображено эхо громких политических событий.

Истории про беженцев особенно остро откликаются в сердце художницы – ведь она эмигрировала с родителями из Латвии во время Второй мировой, так оказалась в Америке, где и провела большую часть жизни.
"Однажды мне на глаза попалась черно-белая фотография афганских беженцев, я осталась под большим впечатлением и нарисовала их – так как идентифицировала себя с ними".
В Латвию на постоянное место жительства художница вернулась только в 2001 году.
Цикл "Женщина и корова" — это 12 полотен, два из которых ей пришлось продать Национальному художественному музею в период финансовых затруднений.
"Белая корова появилась на моих картинах как символ. Я "увидела" этот воздушный образ, и принялась рисовать".
Серия представляет собой раздумья художницы о циклах нашего существования – от страсти, любви и рождения ребенка до усталости, смерти и перерождения. Одна из картин с коровой – рассказ о Хиросимской трагедии.
"Я услышала страсти про Хиросиму по радио – про то, как человеческая кожа прилипала к тротуару. Про то, как младенец кормился грудным молоком уже скончавшейся матери… И нарисовала женщину в образе коровы. Ты никогда не знаешь, что в итоге изобразишь на полотне. Образы складываются самым причудливым способом", — продолжает она свой рассказ.
В работах Дайны Дагнии нашли отклик и трагическая история семьи, и депрессия сына, который подростком отказался от карьеры художника под влиянием отца и предпочел мольберту и краскам инженерию.
"Это – главная трагедия моей жизни", — сокрушается Дайна Дагния. – "Мой мальчик так хорошо рисовал в 12 лет, а потом стал, как зомби, чуть не загремел в психиатрическую лечебницу и до сих пор до конца от этого не отошел. Человек не должен себя терять! Это – самое главное".
Выставка проходит до 9 июня. Галерея MuseumLV, ул, Андрея Пумпура, 2, Рига, www.museumlv.com. Вход бесплатный.



