РИГА, 25 мая — Sputnik. Метро в столице Болгарии, которое обошлось еврофондам почти в миллиард и было объявлено "инфраструктурным проектом десятилетия" в стране — отличный пример как пользы европейских денег, так и проблем, которые они могут принести, пишет Euractiv.
Первые планы постройки метро в Софии появились еще при коммунистах, в 1960-х. В середине 1970-х был разработан первый проект, который впоследствии лег в основу современной схемы метро из трех линий. В 1998 году, через три года после того, как Болгария подала запрос на вступление в ЕС, был открыт первый участок метрополитена длиной в 6,5 километров, а 11 лет спустя, первая линия протянулась по всему городу.
Сейчас идет строительство третьей линии из 16 станций, которая должна быть готова в 2020 году. В отличие от первой линии, по которой ходят поезда, произведенные в 1990 году в бывшем СССР, на третьей линии будут ходить поезда производства Siemens.
Строительство финансировалось из средств фонда кохезии ЕС, Европейского фонда регионального развития, а также программ ЕС, а кредиты предоставил Европейский инвестиционный банк.
Положительный эффект от метро виден центре Софии. Ежедневно метро пользуются более 300 тысяч человек, что означает уменьшение пробок и сокращения выбросов парниковых газов на примерно 75 тысяч тонн, сообщает муниципалитет Софии.
Жители Софии рассказали, что теперь могут передвигаться по городу гораздо быстрее, а для поездок в центр больше не нужны личные автомобили. Однако они также посетовали на то, что из более чем 20 станций места для парковок есть только возле двух, и это в городе, где ежегодно регистрируются 15 тысяч новых автомобилей, а наземный транспорт не отличается быстротой и надежностью.
Эмилия К., жительница города, рассказала, что одну треть пути на работу она проводит в метро, а две трети — в автобусе или в ожидании автобуса. Расстояние — всего 10 километров, не в час пик на машине этот путь занимает 15-20 минут. На метро и наземном транспорте — 45 минут.
По словам Эмилии, это показывает, что метро, на которое было потрачено столько денег из еврофондов, не смогло предоставить гибкий и удобный способ передвижения для жителей города.
"Однако в то же время мы как будто забыли очень важную вещь — еврофонды должны использоваться для привлечения инвестиций, которые делают более разнообразным инвестиционный климат в стране, улучшают экономические условия и защищают природу," — добавляет он.
Стефанова беспокоит то, что "после10 лет членства в ЕС, средства еврофондов в Болгарии распределяются неравномерно и явно не ведут к улучшению экономической ситуации во всех регионах страны, особенно в тех, которые сильнее всего нуждаются в помощи. На самом деле, все происходит наоборот".
По его словам, крупные проекты, такие как софийский метрополитен, осуществляются за счет других, не менее важных. К примеру, ранее предполагалось, что сотни миллионов евро будут потрачены на модернизацию болгарского железнодорожного транспорта, чтобы улучшить качество жизни жителей всех регионов страны. Вместо этого деньги были потрачены на метро.
"София ближе к Европе, чем остальная Болгария," — говорит он.