РИГА, 25 мая — Sputnik, Михаил Губин. На днях писатель и политик Эдуард Лимонов, основатель ныне запрещенной в России Национал-большевистской партии, опубликовал "Список латвийских русофобов". Эдуард Вениаминович относится к тем редким знаменитостям, которые свои мудрые мысли публикуют не в "Фейсбуке", а в старомодном "Живом журнале". Этой социальной сети давно уже пророчат скорую смерть, но для писателей она, безусловно, удобней, чем детище Цукерберга.
Ко мне, сообщает Лимонов, "приходил сегодня наш парень, нацбол, и попросил опубликовать список латвийских официальных лиц, русофобов, причастных в том числе к принятию дискриминационных законов в отношении русскоязычного населения Латвии, дабы на них распространился запрет на въезд на территорию РФ".
Далее следует сам список из девяти латвийских политиков. И хотя сам Лимонов комментарии читателей в своем ЖЖ давно запретил, в перепостах выражается недоумение: почему так мало? И это все русофобы в латвийской политике?
Понятно, что это самые главные — премьер, председатель Сейма и прочие высокопоставленные члены Национального объединения. Но где остальные депутаты-националисты? Где министр образования Карлис Шадурскис? Да и президент, поддержавший закон против русских школ, под вопросом.
"Данные поступили от наших товарищей из Латвии", — поясняет Эдуард Лимонов.
Товарищи явно не в теме. Они сообщают: "Шовинистические высказывания допускают в адрес русскоязычного населения Латвии, России и русского народа следующие журналисты: Марис Зандерс, Элитэ Вейдеману (так в тексте), Шлюка Гатис". Между тем Гатис Шлюка – известный карикатурист, и никаких высказываний он не делает.
Скорее всего, этот лимоновский пост не только свидетельство преклонного возраста знаменитого писателя (в феврале ему исполнилось 75 лет), но и того, что никаких нацболов в Латвии больше нет. Кроме одного, но он в тот день сидел в тюрьме и не мог передать список. Да и список тогда был бы другим.
По странному совпадению газета националистов Latvijas Avīze недавно опубликовала краткий список национал-большевистских акций против Латвии. Уж больно краткий. Такое впечатление, что и националисты все забыли.
А ведь когда-то нацболы буквально потрясали латвийскую политическую жизнь. И в девяностых годах прошлого века, и в начале этого. И безо всяких списков.
Самые яркие акции:
17 ноября 2000 года трое национал-большевиков захватили башню собора святого Петра в Риге — заблокировали двери и вывесили два красных флага. При захвате полиция обнаружила у нацболов учебную гранату.
3 марта 2001 года нацболы выбили стекла в здании латвийского посольства в Москве, а стены облили краской.
13 июня 2001 года в Московском центре международной торговли во время открытия выставки "Выбери латвийский товар" местные национал-большевики забросали сырыми яйцами тогдашнего министра земледелия Атиса Слактериса.
31 июля 2001 года в Юрмале во время международного конкурса "Новая волна", национал-большевик Андрей Дуплинский размазал торт по лицу Раймонда Паулса. Композитор тогда возглавил "Новую партию".
8 ноября 2001 года британский принц Чарльз во время посещения Риги подвергся нападению активистки НБП Алины Лебедевой. Девушка ударила принца гвоздиками по лицу. Отвечая на вопросы полицейских, она сказала: "Я против того, чтобы Латвия вступала в НАТО, я против войны в Афганистане, Англия — враг моей страны".
30 мая 2002 года во время торжественной церемонии открытия выставки Riga Expo в Москве к мэру Риги Гундарсу Боярсу приковался наручниками национал-большевик Дмитрий Нечаев. В руках у молодого человека был листок с надписью на русском языке "Эта выставка — позор для России".
17 июня 2002 года латвийские лимоновцы вышли к кабинету министров ЛР и развернули белое полотно с надписью "НАТО — это Гитлер сегодня".
9 января 2004 года в знак протеста против перевода школ нацменьшинств преимущественно на латышский язык обучения, национал-большевики подожгли входные двери министерства образования и науки Латвии.
11 марта 2004 года национал-большевики провели несанкционированный митинг у посольства Латвии в Москве. Во время акции нацболы, протестуя против реформы русских школ, забрасывали здание подожженными предметами, а себя приковывали цепями к ограде.
4 февраля 2005 года в Риге национал-большевики облили бензином и сожгли возле президентского дворца книгу "История Латвии. XX век".
25 июня 2008 года на пресс-конференции в Москве на посла Латвии в России Андриса Тейкманиса было совершено нападение. Молодой человек и девушка с символикой Национал-большевистской партии облили дипломата соком, при этом выкрикивая: "Свободу Владимиру Абелю!" Сразу после этого они сказали журналистам, что своей акцией "защищают права русскоязычного населения в Латвии".
21 января 2009 года в Риге группа нацболов заблокировала транспортные ворота на строительную площадку "Замка света" — Латвийской национальной библиотеки. Нацболы скандировали: "Долой строительство, долой правительство!"
И это тоже довольно краткий список. Но впечатляющий.
Самый последний инцидент еще памятен: 10 июня 2015 года российские нацболы Андрей Попко и Александр Куркин через забор проникли на военную базу в Адажи, во время учений НАТО. Полиция безопасности в ходе расследования выяснила, что гражданам России в планировании и совершении преступного деяния помогал Владимир Линдерман. Президент Вейонис назвал это составной частью "информационной войны".
Попко и Куркин вначале подозревались в шпионаже и попытке террористических действий, совершенных в группе по предварительному сговору, но позднее их действия были переквалифицированы в хулиганство в группе лиц. А на днях суд всех оправдал. "Судьи получают зарплату в рублях?" — негодовали читатели Latvijas avīze. Есть еще версия, что судей "смертельно запугали".
В 2002 году и. о. председателя Российской национал-большевистской партии Анатолий Тишин сказал агентству BNS: "Не надейтесь, Латвию мы в покое не оставим!" Однако время берет свое. С запретом НБП в России активность нацболов в Латвии снизилась. А самые пассионарные уехали.
И вот теперь престарелый вождь нацболов публикует в ЖЖ список латвийских политиков и просит кого-то "обратить внимание на всю эту русофобскую братию". Можно подумать, эти деятели первый год так русофобствуют. Кому надо, внимание давно обратили.