РИГА, 22 мая — Sputnik. Спустя восемь месяцев после прошлого, негативного решения Государственной службы качества образования рижская общеобразовательная частная школа "Эврика" смогла получить аккредитацию своих учебных программ основной и средней школы. Проверка проходила с 7 по 11 мая.
Учредитель школы Яков Плинер рассказал Sputnik Латвия, какие преобразования были проведены в школе, чтобы добиться положительного решения.
Плинер напомнил, что в сентябре 2017 года Государственная служба качества образования не продлила аккредитацию впервые за 25 лет существования учебного заведения, до этого школа успешно прошла пять аккредитаций на высший бал на максимальный срок.
Проверяющие оценивали 17 параметров, из которых по двум показатели учебного заведения были сочтены неудовлетворительными: во-первых, школа якобы не соблюла пропорцию преподавания на латышском, во-вторых, преподаватели ряда предметов недостаточно владели латышским или не имели формальной квалификации.
Нужно больше латышского
"Поскольку закон разрешает частной школе преподавать на других языках, а не только на госязыке, мы преподавали в основном на русском языке и некоторые предметы — билингвально. Они наши программы забраковали, несмотря на закон, а это уже, к сожалению, политика", — рассказал Плинер.
Школу упрекнули, что объем обучения на латышском не соответствует требованиям, записанным в правилах кабинета министров, потому что не преподаются пять предметов на латышском языке, что обязана делать массовая школа.
"Что изменилось? Мы, к сожалению, в угоду правилам кабмина переписали свои программы и расписали так, как этого требует подзаконный акт — иначе мы просто не проходили аккредитацию", — отметил Яков Плинер.
В новых программах ряд предметов будет вестись на латышском языке, ряд предметов будет преподаваться билингвально.
"На эти новые программы мы получили бессрочную аккредитацию, и в ходе новой проверки в мае эта претензия в наш адрес была снята", — подчеркнул он.
При этом в будущем году школа планирует в рамках различных факультативов и дополнительных занятий разбирать и повторять сложные темы на русском языке. И этого никто не запрещает.
Латышский подтянули
Другая претензия проверяющих касалась уровня владения латышским языком у преподавателей.
"Раньше они нас упрекали, что наши учителя плохо знают латышский язык. Мы проводили курсы, и несколько наших учителей стали знать латышский лучше. Возможно, не на чисто латышском, но на русско-латышском, на латышско-русском они проводили те уроки, которые посещали эксперты службы качества образования", — рассказал Плинер.
Проверка убедилась, что учителя стали лучше знать латышский и что большая часть соответствующих уроков проходит на латышском языке.
Ни Толстой, ни Чехов под стандарты бы не подошли
Третий упрек касался формальной квалификации некоторых учителей.
"Например, магистр компьютерных наук, который четыре дня в неделю ведет информатику и программирование в техническом вузе, один день в неделю вела у нас. Или очень опытный учитель физики — с опытом преподавания в Латвийском университете, с опытом преподавания в разных школах. У него был советский диплом учителя физики, потом диплом новой нашей республики — магистр физики — и у него была академическая справка, что он окончил аспирантуру с представлением диссертации, но по разным причинам не защитился. Он прекрасно вел физику, но по нашим правилам он не имел права работать в школе — кстати, теперь он работает в другой, латышской школе — и все ничего", — отметил Плинер.
Однако при проверке "Эврики" было заявлено, что такие педагоги не имеют права работать учителями без соответствующей записи в дипломе. Поэтому школе пришлось принести извинения этим людям и с ними расстаться. Теперь работают другие люди, но вопрос не в том, более или менее качественно они преподносят свой предмет ученикам, а в формальной записи.
"По латвийским законам, вернее, подзаконным актам, например, Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Александр Сергеевич Пушкин не могли бы в Латвии преподавать русскую словесность — ни в русской, ни в латышской школе. У них нет такой записи", — пояснил Плинер.
Государственная служба качества образования осталась довольна переменами.
"Инспектора сказали, что мы очень выросли, что у них к нам претензий нет. Победный май принес успех!" — подытожил Яков Плинер.