РИГА, 18 мая — Sputnik, Симона Алексеева. На экраны Риги вышел документальный фильм "Двойная жизнь. Секс и СССР", созданный совместными усилиями Латвии, Франции и Украины.
Картина прослеживает пикантную тему на всем протяжении существования советского государства — с революции 1917 года до развала СССР.
"Пытаться подавить человеческие инстинкты на протяжении семидесяти лет существования советского государства — такая же безнадежная затея, как и повернуть реки вспять", — к такому заключению пришли создатели фильма из киностудии Deviņi.
Доскональное изучение архивов растянуло процесс работы на долгие девять лет. Съемки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Киеве, Харькове, Лондоне, Париже и Риге.
Режиссер и сценарист фильма Инара Колмане получила широкую известность после выхода документального фильма "Мой муж Андрей Сахаров" (2006 г.) о Елене Боннер.
"В "Двойной жизни" я рассказываю о своем поколении, — поясняет режиссер идею своего фильма. — Мне хотелось заглянуть в жизнь того времени обычных людей и рассказать о том, о чем я не успела тогда спросить".
Табу и глоток свободы
История существования двойной морали и табу разворачивается на фоне правления партийных лидеров – от Ленина до Горбачева.
Как правило, в советские времена эротика подменялась спортом – искусство увековечивало образы атлеток и женщин с веслом, активный образ жизни служил единственным оправданием украшающих парки и скверы подтянутых тел, минимально прикрытых одеждой.
Любопытно, что, по мнению авторов фильма, сильнее всего гайки закрутили во времена хрущевской оттепели – именно тогда появились картотеки, которые заводили на представителей нетрадиционной ориентации и проституток.
Впрочем, именно в хрущевские времена в 1957 году в Москве грянул главный глоток свободы — Международный фестиваль молодежи и студентов, развенчавший имидж целомудренных комсомолок. Интернациональные парочки предавались утехам чуть ли не в парках. Спустя девять месяцев родилось поколение советских мулатов и метисов, которое так и назвали – фестивальные дети.
Ну а настоящая демократия настала только во времена Горбачева – обложку американского журнала Playboy впервые украсила советская актриса Наталья Негода, звезда сломившего все табу фильма "Маленькая Вера".
Герои фильма
Вопросы вызывает выбор экспертов – своими воспоминаниями и соображениями о притеснениях прошлого с экрана делятся никому не известные персонажи: бухгалтер на пенсии, сотрудник туристического агентства, швея, музыкант… Это – сознательный выбор создательницы фильма.
"Я не хотела снимать знаменитостей", — сказала Инара Колмане.
Исключениями стали две медийные персоны – пионер латвийской эротической прессы Рита Ласмане (в свое время — главный редактор журнала Princese) и политтехнолог и издатель Юргис Лиепниекс, драматическая история карьеры отца которого иллюстрирует суровость советских нравов. Папа, в то время главный редактор журнала Liesma, лишился должности из-за связи с любовницей.
Создатели фильма намеревались привлечь и "тяжелую артиллерию" – звезду скандального фильма "Маленькая Вера" Наталью Негоду и французскую актрису Марину Влади, исправно снабжавшую во времена дефицита советских коллег по цеху презервативами, противозачаточными таблетками и изящным нижним бельем.
Наталья Негода дала согласие, но отказалась от съемок в фильме в последний момент, а Марина Влади уехала спасаться от аномальной летней жары в Париже к морю – к сожалению, в итоге графики режиссера и легенды так и не сошлись.
От лица науки в фильме вещает российский сексолог, психотерапевт и общественный деятель Лев Щеглов.
Смелое искусство на запретную тему представлено черно-белыми фотографиями россиянина Николая Бахарева – советские пары позировали ему в квартирах и на пикниках, в кроватях и на пляжах. Для съемок эпизодов про Бахарева съемочная группа отправилась в его родной Новокузнецк, но самого убеленного сединами фотографа "поймали" в Лондоне.
В фильме использованы архивные материалы – от советской кинохроники и карикатур из журнала "Крокодил" 20-х гг. до малоизвестных эротических рисунков советского режиссера Сергея Эйзенштейна и тайных дневников латышского гомосексуала, обнаруженных на чердаке жильцом частного дома.
"Латвийская Камасутра" и ветер перемен
Эффект разорвавшейся бомбы на заре 80-х произвела книга сексопатолога Яниса Залитиса "Во имя любви", выпущенная тиражом 99 тысяч экземпляров.
Работники ЗАГСов некоторое время вручали богато иллюстрированное издание в качестве подарков новобрачным, но вскоре партийные функционеры распорядились его уничтожить – "латвийскую Камасутру" вывезли под Огре и сожгли.
Не меньший фурор вызвал выход легендарного номера журнала "Зилите" в 1989 году с комиксом Мариса Путниньша "У нас будет ребенок", в котором детям наглядно объяснялось, что их вовсе не нашли в капусте.
Выпуск этого журнала в уже пропитанном свободой воздухе — своего рода символ падения "железного занавеса" в Латвии – спустя год республика уже провозгласила независимость от СССР.
Создатели сознательно не стали затрагивать в фильме военные времена и эпоху хиппи. Инаре Колмане не хотелось погружаться в тематику насилия, ну а "дети цветов" в СССР появились позже, чем в других европейских странах, и ничем особенно не отличались от зарубежных.
Для зрителей постарше это исследование эпохи станет катализатором воспоминаний об отсутствии противозачаточных средств, нелегальных абортах и ухищрениях по созданию хоть немного сексуального белья в домашних условиях. Для тех, кто помоложе, – экскурсом в недавнюю историю.
В чем же злободневность этого кино?
"Сегодня в Латвии настали времена нездорового пуританства, — считает режиссер. — Этот фильм не только попытка осмыслить наше прошлое, но и подумать о настоящем, а также о том, что мы не договариваем своим детям. Надеюсь, кино получилось не слишком дидактичным".