РИГА, 29 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. На съезде была оглашена предвыборная стратегия: чтобы пройти в парламент РСЛ планирует создать одноименное объединение партий и общественных организаций.
Основная политическая идея, представленная на съезде, — борьба за права русскоязычного населения в Латвии.
Как рассказал на съезде один из вновь выбранных сопредседателей партии Юрий Петропавловский, русский язык — родной для 98% нелатышей Латвии. На этом языке говорят дома не только русские, но и многие украинцы, белорусы, евреи, армяне и даже часть самих латышей. То есть это то, что объединяет около 40% латвийского населения. Наступление на русский язык — это ущемление прав на хорошее образование, на получение достоверной информации и так далее.
В эпоху перемен
Лидер партии Татьяна Жданок подчеркнула, что необходимо быть готовыми к любым вызовам.
"У нас пытаются отнять многомерность и многоплановость мировосприятия, – посетовала Жданок. – Нас пытаются сплющить в плоский мир абсурда. Нам говорят что разнообразие культур это плохо, а единая культура для всех – это благо. Что учеба на неродном языке это повышение конкурентоспособности. И наоборот, что обучение на родном, понятном языке – это плохо. Нормальными считаются со всем согласные, а любое громкое несогласие заканчивается судебным преследованием".
Лидер РСЛ также напомнила, что партия существует уже 27 лет, и всегда ее приоритетом была борьба за равные права для всех в Латвии.
"Главное что нас объединяет, это непринятие несправедливости, – заявила Жданок, заканчивая свою речь. – Любые принятые несправедливые законы можно пересмотреть, если быть представленными во власти. Несправедливость не может быть вечной. Главное помнить, что не то справедливо, что законно, а то законно – что справедливо".
Парадоксы ущемления
Евродепутат Андрей Мамыкин в своем выступлении говорил о парадоксах решений политической элиты Латвии. Вспоминал, что в латвийской Конституции написано, что цель государства — сохранять латышский язык и культуру, но усилия властей приводят к беспрецедентному сокращению латышей. Кроме того, евродепутат напомнил, что огромные траты на вооружение и вступление в НАТО не только не снизили страх нападения, но еще больше увеличили его, и требуют все новых трат, при катастрофическом снижении доходов.
Полный текст своего выступления он практически сразу после съезда опубликовал в Facebook.
Критиковал латвийскую власть и третий сопредседатель партии Юрий Петропавловский. Он заметил, что строительство латвийской Латвии крайне неэффективно. Что за четверть века результатами этого строительства стал отъезд каждого третьего жителя Латвии. Что и сегодня, когда отток населения замедлился, в год Латвию покидает 20 тысяч человек, причем многие не готовы вернуться. Он напомнил, что за годы независимости Латвию покинули 100 тысяч школьников, еще даже не успевших поработать в республике, и нет оснований предполагать, что они вернуться. Также Петропавловский заметил, что при опросе уезжающих из Латвии только 40% назвали исключительно экономические причины. Для 60% отъезд связан с психологическими, эмоциональными проблемами на родине, такими как национальная рознь и враждебное отношение властей.
Ничто не дается без борьбы
Петропавловский заметил, что Русский Союз Латвии — политическая организация, представляющая народ, издавна проживающий в Латвии. Рассказал он и о том, что РСЛ вступил в объединение 45-ти национальных меньшинств, каждое из которых, проживая на территории Европы, не получило право на обучение на родном языке. Он напомнил, что 25 лет бесправия — это ничто по сравнению с сотнями лет дискриминации шотландцев и ирландцев. Вспомнил датчан Германии, и немецких граждан Дании, немцев южного Тироля (итальянской провинции) и многие другие народы, отстаивающие свои интересы в Европе.
"Я часто слышу, что 20 лет политического гнета практически уничтожили русских Латвии, — поделился Петропавловский. – Но полная ассимиляция невозможна. Примером тому Ирландия, где ирландский язык был полностью вытеснен. Где и сейчас половина населения Ирландии навязанный им английский язык знает лучше родного. Тем не менее, культура восстанавливается, ценности не забыты. Пока живы люди – жива и культура. Двадцать лет бесправия — это много, но Европа знает и другие примеры борьбы малых народов и культур за выживание. И все они, знающие, как бороться с сильным и выживать, сейчас на нашей стороне. Другое дело, что всем приходится бороться и никому без борьбы ничего не достается. Политика соглашательства не приносит никаких других плодов, кроме как добровольного рабства, и планомерного ущемления прав как языковых, так политических и экономических".