РИГА, 26 апр — Sputnik. Сейм Латвии в окончательном чтении утвердил поправки к закону о предотвращении легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма, запрещающие зарегистрированным в Латвии банкам сотрудничать с компаниями-пустышками и обслуживать их счета, сообщает rus.tvnet.lv.
За поправки проголосовали 57 депутатов, против были 17, воздержались четверо, а восемь в голосовании не участвовали.
Юридическое лицо считается компанией-пустышкой, если соответствует по крайней мере одному из трех критериев — отсутствие реальной хозяйственной деятельности, регистрация в юрисдикции, где не требуется составления финансовых отчетов, отсутствие места ведения хозяйственной деятельности.
Запрет не будет распространяться на клиентов зарегистрированных в Латвии юридических лиц, так как латвийскими нормативными актами предусмотрена обязанность подавать в надзорные органы финансовые отчеты о своей деятельности, в том числе годовые.
Законопроект призван уменьшить возможности использования финансовой системы Латвии для потока преступно нажитых средств. Поправки призваны также способствовать обмену информацией между субъектами закона и правоохранительными органами в целях борьбы с финансовыми преступлениями.
По данным Комиссии рынка финансов и капитала, в первом квартале 2017 года удельный вес компаний-пустышек в кредитном обороте кредитных учреждений Латвии составлял 27,8%, а в кредитных учреждениях, которые в основном обслуживают клиентов высокого риска, — 44,52%.
Косметические улучшения
Депутат Сейма, член Комиссии по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции Янис Адамсонс, комментируя закон о борьбе с компаниями-пустышками, заявил, что все предложения Минфина — или "приносят косметические улучшения, или порой даже ухудшают ситуацию ведения борьбы с отмывкой денег", передает LSM.
"Что касается компаний-пустышек, сейчас добавилось только одно предложение по поводу ее юридического адреса, а два других нормативных положения уже были",— подчеркнул Адамсонс.
"Вместе с тем сейчас внесено уточнение. Если раньше контрольная служба предоставляла какие-то данные по счетам, по клиентам службам расследования, оперативным службам, полиции, СГД и так далее, после того, как этот запрос посмотрел или генпрокурор, или назначенный им специально прокурор, то сейчас эти запросы можно будет отправлять напрямую в контрольную службу. Но у контрольной службы нет людей, чтобы обрабатывали все эти запросы ", — заявил Адамсонс.
Он добавил, что контрольная служба не может проверить обоснованность запросов, имеет ли право и действительно ли есть необходимость в обработке и предоставлении данных по каким-то клиентам и так далее.
"До сих пор информацию проверяет — есть ли обоснованность тех или иных запросов — генпрокурор или специально назначенный прокурор. Сейчас этого фильтра не будет", — подчеркнул депутат.
Адамсонс пояснил, что на заседании комиссии было заявлено, что этим будет заниматься надзирающий прокурор.
"Но не смешите меня! У нас в течение года возбуждается 44 тысячи уголовных дел, по 15-20 тысяч остается с предыдущих годов, и на одного прокурора до тысячи дел", — отметил Адамсонс.
По мнению депутата, Латвия эффективно борется с отмыванием денег на уровне законодательства.
"Что касается нормативных актов, на мой взгляд, на сегодняшний день требования вполне достаточные, чтобы эффективно с этим бороться… Проблема, очевидно, кадры. Это компетенция Комиссии по рынку финансов и капитала, это компетенция всех служб дознания. Если в одном из уголовных дел, где речь идет от отмывании денег, 11 подозреваемых, а в течение двух лет допрошен только один подозреваемый, о каком качестве расследования мы вообще можем вести речь?.. Некому их обучать и нет желания, там целый ряд причин", — заключил Адамсонс.