РИГА, 16 апр — Sputnik. Маленькие страны Северной и Восточной Европы, которые много лет считали своим союзником и защитником Великобританию, формируют новые коалиции, чтобы не дать Франции и Германии загнать их в более глубокую интеграцию после Brexit, пишет Politico.
Северный альянс под руководством Нидерландов, выступающий против французских предложений о распределении рисков в еврозоне, за последние недели произвел несколько предупредительных выстрелов. То же самое сделала центральноевропейская группа, возражающая против стремления Германии распределить беженцев по всему ЕС и увязать помощь еврофондов с соблюдением принципа верховенства права.
Растущая воинственность обеих групп — симптом нового, нестабильного баланса сил в Европе. Стабильность ЕС уже поколебали решение Великобритании о выходе из ЕС, дюжина реформаторских предложений президента Франции Эммануэля Макрона и сравнительная слабость канцлера Германии Ангелы Меркель, которая после шести месяцев переговоров возглавила еще одну "большую коалицию".
Сироты Brexit
Для начала — северный альянс. Такие страны, как Швеция, Ирландия, Эстония и Болгария, прежде считали Великобританию своим "большим братом" по таким вопросам, как свобода торговли, либеральная экономическая политика, защита национального налогового суверенитета и противостояние с Россией. Теперь они чувствуют фантомные боли грядущей ампутации Британии от ЕС и ищут новые способы отстаивать свою позицию.
"После Brexit мы осиротели", — так шведский дипломат объяснил, почему Швеция, в которой правят социал-демократы, подписалась под письмом восьми стран с либеральными правительствами о судьбе еврозоны, в которую Швеция даже не входит.
Отсюда — альянс между Нидерландами, Ирландией, Швецией, Данией, Финляндией, Эстонией, Латвией и Литвой. Сторонники называют его Ганзейской лигой XXI века, брюссельские острословы — "Марк Рютте и семь гномов".
Праволиберальный премьер-министр Нидерландов, который за первые десять лет во главе правительства не проявлял особого интереса к европейским делам, якобы решил занять более активную лидерскую позицию после внезапной потери союзника в лице Великобритании.
Главная цель Рютте — помешать южным и восточным странам залезть в карман нидерландских налогоплательщиков. Вместо того чтобы компенсировать дыру в 12 млрд евро в европейском бюджете повышением платежей стран-доноров, он хочет сократить расходы ЕС после Brexit. Также он отвергает предложение Макрона о создании единого бюджета, министра финансов и парламента стран еврозоны — по его мнению, стоит сфокусироваться на рыночных реформах.
Вышеградская группа
В последние три года возродился еще один альянс в Центральной Европе: Вышеградская группа, в которую входят Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. Они хотят отразить попытки ЕС навязать им миграционные квоты и сохранить помощь еврофондов бедным странам, которые вступили в ЕС в нулевые.
Польша и Венгрия пытались использовать группу, чтобы защитить себя от недовольства ЕС по поводу их попыток контролировать судебную власть и СМИ. Также Вышеградская группа пыталась распространить свое влияние на Румынию, Болгарию и страны Балтии.
Президент Франции также попытался найти союзников в Центральной Европе, к которой его предшественники относились с пренебрежением. Его сторонники прочесывают Европу, чтобы найти поддержку для центристской партии "Вперед, Республика" на предстоящих выборах в Европарламент. Если старые европейские партии уступят Макрону или популистам, то могут возникнуть еще новые альянсы.
"Меня не интересует, большие страны или маленькие, старые или новые, не интересуют непреодолимые противоречия между Севером и Югом, — сказал Макрон в интервью на прошлой неделе. — Ежедневная реальность европейских переговоров, в ходе которых возникают сотрудничество и компромиссы, показывает, что наши интересы совпадают чаще, чем расходятся".
Искусство компромиссов
Настоящая власть в ЕС принадлежит тем, кто может блокировать нежелательные решения. Хотя Совет министров редко проводит голосования, и большинство решений принимаются консенсусом, лучший способ достичь желаемого — привлечь на свою сторону "блокирующее меньшинство", что позволяет вести переговоры с крупными европейскими игроками.
Однако большинство законов ЕС принимается квалифицированным большинством (более 50%), так что страны постоянно ищут союзников. Великобритания была непревзойденным мастером: она обменивалась одолжениями и поддерживала сторонников в обмен на их поддержку по важным вопросам.
Эта система, однако, работает только до тех пор, пока страна остается в ЕС и может отплатить услугой за услугу. Так что Великобритания потеряла значительную долю своего влияния в день референдума о Brexit. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй все еще объезжает Швецию и Данию в попытке получить поддержку в финальной стадии переговоров по Brexit, но непонятно, что Британия может предложить старым друзьям взамен.
Океан принадлежит акулам
Создание коалиций будет критически важным в период переговоров о долгосрочном бюджете ЕС, которые начинаются в этом году. В 2013 году, на волне финансового кризиса, Германия, Великобритания, Нидерланды и Швеция возглавили группу стран-доноров, которым впервые удалось сократить расходы ЕС в процентах от ВВП.
На этот раз Германия предлагает заплатить больше — хотя и не говорит, насколько больше, — чтобы помочь компенсировать дефицит, возникший из-за Brexit. При этом многим странам из Ганзейской лиги или Вышеградской группы хорошие отношения с Германией важнее, чем друг с другом. В случае чего — ни громкие заявления, ни союзы не помешают им заключить сделки с Парижем или Берлином.
Плотва может плавать вместе, но океан все равно принадлежит акулам.