РИГА, 8 апр — Sputnik. В низшей точке отношений между Россией и ЕС важно достичь перемен при помощи торговли, пишет немецкое издание Handelsblatt. Полный перевод статьи приводит порта ИноСМИ.
От громких заявлений украинский президент Петр Порошенко воздерживается редко. Самый громогласный противник запланированного газопровода "Северный поток — 2" критикует сторонников «проекта века», называя их "соучастниками России в ее гибридных войнах".
52-летний украинский президент ничего не желает так сильно, как того, чтобы отравление российского двойного агента Сергея Скрипаля в Солсбери окончательно разрушило планы строительства газопровода из России в Германию.
Предательское отравление Скрипаля и обоюдная высылка десятков дипломатов отбросили Россию и страны ЕС к новой низшей точке. Внезапно вновь оживают воспоминания о холодной войне. Молчание и отсутствие понимания с обеих сторон достигли давно не виданного масштаба.
Именно в этой фазе давления и угроз нужно обернуться назад. Это была сформулированная Эгоном Баром и реализованная Вилли Брандтом политика в отношении России с парадигмой изменений за счет сближения, которая в свое время создала предпосылки для окончания холодной войны между Востоком и Западом. Спустя почти полвека Европе нужна новая интерпретация внешнеполитической доктрины тогдашней социал-либеральной коалиции.
Изоляция и отстранение не решат проблему
Спираль изоляции и отстранения между ЕС и Россией нельзя раскручивать бесконечно. Вместо этого экономически сильный ЕС должен сделать ставку на перемены через торговую сферу. Именно по этой причине проект газопровода из России в Германию — не просто важный энергетический проект. "Северный поток — 2", проект крупнейшего российского концерна Газпром и нескольких западноевропейских концернов, таких как Wintershall, Uniper, OMV, Engie — это связующий элемент, который должен пойти на пользу Западу и Востоку.
Очевидно, что агрессивный газовый экспортер США не рад такому развитию. США хотят в будущем продавать Евросоюзу как можно больше СПГ. Это правильно и хорошо, если и цены хорошие.
Репутация "Северного потока", несомненно, пострадала. Вслед за бывшим канцлером Герхардом Шредером проект с недавних пор лоббирует и бывший министр финансов Австрии Ханс Йорг Шеллинг. Кроме того, задействованная "дочка" Газпрома расположилась в швейцарском налоговом раю. Все это не вызывает особых симпатий к проекту стоимостью десять миллиардов евро.
Однако имиджевые потери не должны уводить в сторону от того факта, что газопровод — это проект по углублению отношений между Россией и ЕС. Среди исторических ошибок ЕС была следующая: после падения "железного занавеса" не были предприняты все усилия для того, чтобы сильнее привязать Россию к себе.
Опасное поигрывание мускулами вместо конструктивных отношений
Вместо конструктивных отношений на протяжении почти трех десятилетий после окончания холодной войны наблюдается поигрывание мускулами. Оно выражается не только в гражданской войне на Украине или в оккупации Россией Крыма вопреки нормам международного права, но и в игнорировании некоторых небольших стран, таких как, например, мятежный регион Приднестровье с его "замороженным конфликтом"
ЕС нужно срочно преодолеть собственную истерию, вызванную отравлением двойного агента Скрипаля и поспешными дипломатическими последствиями. Антироссийские настроения в Польше или в странах Прибалтики не должны перекрывать общую картину.
Политическая стабильность в Европе возможна только с Россией, а не против России. Как сказал австрийский философ Людвиг Витгенштейн (Ludwig Wittgenstein): «Нельзя хотеть, не делая». Поэтому строительство "Северного потока — 2" — проект всего континента, от которого нельзя отказываться.