В Латвии главнокомандующий-невидимка, в критические для страны моменты истории его не видно и не слышно. Российские деньги продолжают управлять Латвией.
Они скорбят, а мне противно
Латвийский фотограф Александр Соколов, имя которого нередко снабжается расхожим эпитетом "скандальный фотограф" из-за нетривиальных высказываний в публичном пространстве, на сей раз отметился неоднозначным постом в Facebook, сообщает Nra.lv.
Соколов считает, что поднятый вокруг кемеровской трагедии ажиотаж — ничто иное, как популизм, который его лично бесит.
"Какой толк сейчас от свечек, церквей, траурных фотографий профиля и других акций", — задается вопросом фотограф. И продолжает: "Пожар уже случился, люди погибли и их не вернуть. Я не циник, но мне их жаль не больше, чем детей, которые каждый день умирают в Сирии, которые умирают от рака здесь, в Латвии, которые умирают под колесами машин… Они чужие и незнакомые люди, с которыми ни у меня, ни у вас нет никакой связи. К тому же, им больше нельзя помочь".
Ну, вероятно, не всегда, как следует из комментария Соколова на сайте газеты, в которой трудится публицистом Вейдемане.
По наблюдению фотомастера, сегодня многие хотят поучаствовать в общей "скорби". Но это полностью и абсолютно бессмысленно. Ничто не может помочь жертвам, которые сгорели. В этом месте даже не хочется рассказывать автору про общую молитву об упокоении душ, судя по всему, автор считает все эти вещи бесполезными безделицами и даже стремлением верующих попиариться.
Их родственникам, продолжает он, тоже сейчас ничем не поможешь. Люди, которые потеряли своих близких, хотят только покоя, авторитетно утверждает Соколов. Любое напоминание о случившемся вызывает у них лишь боль.
А вот репостить свечки в Facebook — это легче всего и автору противно. Что ж. В любом случае помолимся за автора и за всех нас и наших близких, чтобы их миновала злая участь. Если вы, конечно, считаете, что в этом есть смысл.
Ау, куда делся главком?
Судя по всему, над Латвией нависла серьезная опасность, которую заметил, однако, только обозреватель Latvijas Avīze Атис Климовичс.
Короче, мощный патриотический посыл и призыв быть готовым не только к труду, но и к обороне, необходим как патриотически настроенным жителям страны, так и тем, кто до сих пор так и не понял, что что наша страна является частью НАТО, что латвийские воины не сами по себе, а "какое-то" НАТО само по себе.
Также он напоминает о необходимости увеличить ряды ополчения в два-три раза. Где брать личный состав?— Активнее работать с молодыми людьми, уехавшими за границу.
Все-таки российские деньги пахнут неплохо
Публицист Виктор Авотиньш в Neatkarīga Rīta Avīze пишет о том, что двойные стандарты, применяемые в латвийской внешней (и внутренней) политике, сильно бьют по экономическим интересам страны.
"Наши официальные политические и политэкономические позы существуют в противоречии с нашей фактической политической и политэкономической деятельностью", — пишет он по этому поводу.
Если это бы произошло без заминок, сразу после избрания, то, несмотря на взаимно напряженные политические позы, это можно было считать нормальным дипломатическим жестом по отношению к главе влиятельного государства. Но ситуация с паузой показала, что президентов дергают за нитки. Причем дело тут не только в официальном курсе политических отношений. Но и в том, что скрыто от постороннего взгляда — якобы официально неприемлемые, но весьма привлекательные и для Латвии, и для США российские деньги.
Гарри Каспаров считает, что режим Путина может рухнуть, если будет разрушена поддержка Путина со стороны олигархов, которые заинтересованы в сохранении связей с Западом. Если его самым богатым соратникам придется выбирать между своими личными интересами, хранением богатства за рубежом и поддержкой режима? Вряд ли это случится в ближайшее время, потому что в деньгах заинтересованы обе стороны и на обеих сторонах их поддерживают (власть закрывает глаза с девяностых), несмотря на официальные политические гримасы в отношениях. Тот же Путин несколько лет назад амнистировал выведенный за пределы РФ капитал. Который можно трактовать, как фактор влияния России. И разве некоторое время назад Комиссия рынка финансов и капитала не расследовала участие латвийского бизнеса в утечке капитала из России? Никакого явного эффекта это не дало.
Кто сейчас хочет купить оборудование Liepājas metalurgs? Российский "почтовый ящик". Кто хозяйничает в банке Norvik? Владелец "выдоенного" "Вятка-банка", "Северсталь" и др. Даже счета дочерей Путина ищут в Латвии. И отнюдь не от любви России к Латвии эти деньги находятся здесь. Все дело в расчете. В 2016 году в Латвию легально были переведены 2,1 миллиарда долларов или 6% от всех отосланных за рубеж российских денег (20% из того, что было выведено в бывшие республики СССР). Это только легальная часть.
В тот год Латвия по выведенному из России капиталу занимала второе место, обогнав США (на первом месте – Швейцария). Пришло из России – 2,1 миллиарда, в обратную сторону ушло 1,693 миллиарда. То есть в Латвии осталось 407 миллионов. И почему не считать (как писалось), что российский капитал спасает Латвию? Особенно, если учесть, что в том же 2016 году из Латвии ушло 134 миллиона прямых немецких инвестиций и более полумиллиарда евро шведских денег?
"Удержать латыша на родине нашим политикам не так выгодно, как облатышить русского. Не потому ли большинство парламента (правящие партии) только что обеспечили стабильное попадание Союза русских Латвии (СРЛ) в Сейм осенью? И не исключено, что соотношение сил "Согласия" и СРЛ изменится в пользу СРЛ", — пишет публицист.
Таким образом оппозиция еще больше отдаляется от позиции и в парламенте после выборов ожидается своеобразная "холодная война". Война, в которой деньги того или иного происхождения продолжат регулировать политический курс государства.
"Пока что я не вижу в Латвии политической силы, которая хотела бы принципиально освободиться от этой зависимости. Мне жаль, что это так", — заключает Авотиньш.